Давненько я задумывал этот тест. В лаборатории – шесть комплектов динамиков, каждый из которых не только работает в СЧ диапазоне, но и пытается залезть в ВЧ. Некоторые модели прямо названы широкополосными (правильней назвать СЧ/ВЧ, ну да ладно, путь будут «ширики»). Некоторые – позиционируются как среднечастотные, но намекают на широкополосное применение своими параметрами. А некоторые – не намекают, но на деле всё равно тянутся в область ВЧ. Как они это делают, как их «готовить», и какая модель для чего подходит лучше всего – это и буду выяснять.
Для теста были выбраны модели в «народной» категории – от 10 до 15 тысяч рублей за пару динамиков (на момент теста). Исходный список претендентов был большим, но многих из них я уже изучал в отдельных тестах, так что остались в основном свежие модели, которых в лаборатории ещё не было. Кроме Morel CCWR254, но их я тестировал совсем давно, и в то время ещё не так глубоко копал в характеристики динамиков. Пусть будут некой «точкой отсчёта».
Если просто воткнуть динамики в стенд и послушать в одинаковых условиях – результаты будут спорными. Потому что каждая модель рассчитана на свои условия работы, и это будет подобно оценке рыб по умению летать, а птиц – по умению плавать. Поэтому сначала – измерение объективных характеристик, выводы об оптимальных условиях работы и применимости, а уж потом – субъективные впечатления. Так будет правильней.
Параметры Тиля-Смолла – это само собой. Но они не дают полного представления о работе динамика. Так что это только начало, дальше – самое интересное.
Собственная АЧХ динамика, на что смотреть. Тут я обычно смотрю не на ширину воспроизводимого диапазона, и даже не на равномерность АЧХ. Главное – это оценка того, как динамик работает под углами. Например, некоторые явно лучше играют «в лоб», а некоторые можно вертеть как угодно. Заодно можно оценить, что становится причиной такой направленности. Одно дело – форма диффузора, другое дело – какие-то резонансы. В зависимости от этого и выводы окажутся разными.
Акустическая фаза, и почему она важнее, чем АЧХ. На самом деле многое уже можно увидеть по упомянутой неравномерности АЧХ, но график ФЧХ показывает наглядней, в каких диапазонах есть маленькие и простительные проблемки, в каких – большие проблемы, а к каким частотам динамик и близко нельзя подпускать.
Хорошо, когда на нужном нам частотном участке фазовый график линеен. Плохо – когда на нём есть резкие ступеньки и перепады, ибо они означают, что на этих частотах возникают какие-то резонансы (в подвесах, в диффузорах и т. п.), из-за которых происходит «набег» или «отставание» одних частотных составляющих относительно других. А они, в свою очередь, как раз и становятся причиной провалов или горбов на АЧХ. Иными словами, ФЧХ – первична, а АЧХ – это уже следствие (даже математически АЧХ – это производная от ФЧХ).
Вот почему если с «кривыми» динамиками с кучей проблем выкрутить АЧХ эквалайзером в идеальную линеечку, естественного звучания всё равно не получится. Ну просто эквалайзер не устранит все эти «набеги» и «отставания» в сигнале. Отсюда и стереотип, мол, ровная АЧХ звучит «безжизненно».
Короче, смотрим самые линейные участки ФЧХ – именно они показывают частотный диапазон, в котором динамик работает как надо.
Гармонические искажения. Обычно снимаю на среднем уровне громкости. Тут показательно, насколько резко начинают расти искажения с понижением частоты. По этому росту можно оценить, насколько низко по частоте динамик умеет играть чисто. И, соответственно, ниже какой частоты его лучше не пускать работать.
Импульсный отклик. Смотрю его на тестах часто, но почти никогда не привожу в отчётах. Потому что когда тестируешь отдельно взятые динамики, эта картинка даёт мало представления об их работе. А вот в сравнении можно наглядно посмотреть, у кого импульс отрабатывается чётко и остро, а у кого вызывает кучу длительных переходных процессов. Вот вам ещё одна причина, почему динамики с близкими параметрами и АЧХ могут звучать ой как по-разному.
Подробный отчёт по каждой модели (с разбором конструкции, измерениями и их анализом) можно посмотреть, кликнув по названию. Здесь же продублирую итоги по каждой модели:
BLAM R80 (3 дюйма)
Хоть описание и заявляет верхнюю границу диапазона 23 кГц, это не широкополосники, а действительно среднечастотники. Зато стыковать с твитерами можно почти на любой частоте до 7-8 кГц, так что выбор самих твитеров ничем не ограничен. Особых жанровых ограничений не имеют. При нормальной установке эквализации в своём диапазоне не требуют. Жёстких требований к направленности тоже нет. В общем, универсальные и очень лояльные к применению. Единственное условие – ну очень не любят тесных объёмов с тыльной стороны.
Audison AP 2 MV (2 дюйма)
А это уже не просто СЧ, а широкополосники (точнее, СЧ/ВЧ). Самые компактные в тесте. Не требуют ни выгораживания тесных объёмов, ни жёсткого выбора направления, достаточно организовать им минимальное акустическое оформление, чтобы избежать АКЗ (акустического короткого замыкания). Очень достойный выбор на замену штатным динамикам в аналогичном или близком калибре. Тем более, ещё и адаптеры для штатных мест в комплекте идут.
ESB 3.65 (2,5 дюйма)
Эти динамики цепляют своим тёплым, комфортным и каким-то даже живым звучанием: слушать с ними вокал и инструментал – просто кайф. Можно смело использовать как СЧ/ВЧ, а если самый верх покажется «темноватым», добавить супертвитеры. Или не добавлять, это уже дело вкуса. Чтобы ESB 3.65 раскрыли возможности, однозначно направлять их в сторону слушателей с минимальными разворотами и ставить исключительно Free Air (ну или просто чтобы было не меньше полутора-двух литров позади динамиков).
Morel CCWR254 (2,5 дюйма)
В качестве широкополосников понравятся тем, кто любит звучание с неяркими, «притемнёнными» верхами. А лучше использовать как СЧ звено, и они легко покроют широченный диапазон от 400-450 Гц до 10-12 кГц. Направлять в сторону слушателей, ну или хотя бы не слишком сильно разворачивать. В тесные объёмы по возможности тоже лучше не зажимать.
Ground Zero GZRM 80SQ (3,15 дюйма)
Отличные среднечастотники с динамичным и «незатуманенным» звучанием. Внизу спокойно работают уже от 250 Гц. До 3-4 кГц – почти идеально линейны. Впрочем, когда денег сразу на всю систему не хватает (а хочется хорошо), можно использовать GZRM 80SQ в качестве «шириков» с расчётом на дальнейшее добавление твитеров. Можно ставить в объёмы около 0,5 литров, но во Free Air звучат легче и детальней. При использовании в широкую полосу направлять только в сторону слушателей, при использовании в качестве СЧ к углам разворота очень лояльны.
Ground Zero GZUF 60SQ-A (2,36 дюйма)
А эти могут в широкую полосу уже безо всяких оговорок, причём верх играют уверенней остальных участников теста. Жанрово универсальны. В сравнении с Morel или, скажем, ESB, в звучании можно заметить небольшой «алюминиевый» окрас, но настолько умеренный, что здесь его можно считать, скорее, достоинством – он воспринимается не как жёсткость, а как эдакая драйвовость. Хорошо звучат, когда динамики видны не только «в лоб», но и под небольшими углами. С тыльной стороны лучше дать им хотя бы немного пространства, в тесные объёмы я бы их не зажимал.