Купить приличный и относительно недорогой проигрыватель сейчас не проблема – в последнее время в продаже появилось немало таких моделей. А от подобрать фонокорректор подобного класса сложнее – средний ценовой сегмент, прямо скажем, не радует изобилием.
Модель Primare R35 интересна как раз сочетанием солидной конструкции, гибкостью архитектуры и вполне демократичной цены. Испытаем её с ММ и МС головками на разных музыкальных жанрах.
Похоже, виниловая тема постепенно перетекает в иную фазу – вместо модного, подчас искусственно насаждаемого тренда прослушивание пластинок становится настоящим увлечением. Меняется и отношение к технике: теперь проигрыватель уже не столько деталь интерьера, сколько вещь, необходимая в повседневной жизни. Приходит понимание, что извлечь из пластинки хороший звук не так просто, как это показывается в популярных видеороликах. Вот для таких пытливых энтузиастов Primare и разрабатывает свои фонокорректоры. – универсальные, технически продвинутые и не запредельно дорогие.
Когда я вытащил из коробки R35-й, он оказался неожиданно большим и тяжёлым. Полноразмерный хай-файный корпус, девять с половиной кг – нормально для интегральника средней руки, но для малосигнального предусилителя… И шасси, и крышка корпуса у этого «танка» выполнены из 2-миллиметровых стальных листов, и такое солидное экранирование надёжно защищают чувствительные схемы от внешних наводок. Так что корректор можно смело ставить в общую стойку с усилителями мощности, не опасаясь фона.
Ещё одно принципиальное отличие старшей модели – универсальность, доведённая до высшей степени.
С «лица» эта модель точно такая же, как и недавно испытанная младшая Primare R15 – в подобном стиле выполнена почти вся актуальная линейка шведских компонентов. Но если посмотреть на корректор сзади, можно обнаружить и некоторые отличия. Во-первых, добавились балансные выходы на разъемах XLR. Есть мнение, что в домашней системе от них никакой пользы, т.к. длинных сигнальных линий здесь нет. Но дело не только в подавлении синфазной помехи – уж сколько раз я на собственном опыте убеждался, что при замене кабеля RCA на XLR той же длины получается вполне заметный прирост качества звучания.
Ещё одно принципиальное отличие старшей модели – универсальность, доведённая до высшей степени. Если открутить крупные фиксирующие винты на задней панели и снять крышечки, откроется доступ к двум комплектам DIP-переключателей, раздельным для каждого канала. Ими задаются параметры нагрузки для звукоснимателей разной конструкции — сопротивление и ёмкость. Правильно заданные значения (указываются в паспорте головки) гарантируют максимально ровную АЧХ и минимальные нелинейные искажения. Сопротивление нагрузки для МС картриджей можно выбрать с высокой точностью – предусмотрен 21 вариант в диапазоне 10 Ом – 47 кОм. Как задавать значения, комбинируя положение переключателей, показано в инструкции пользователя. Входная ёмкость может быть либо 100, либо 1000 пикофарад. Для ММ вариантов поменьше, но тут и их вполне достаточно: сопротивление 47 или 2,5 кОм, а ёмкость — 100, 200, 300 или 400 пикофарад.
Кроме того, даже у головок одного типа может быть разная амплитуда сигнала на выходе. В R35 решили проблему, установив трёхпозиционные тумблеры для установки оптимальной чувствительности: – 36/40/44 дБ для режима MM и 62/66/70 дБ для MC. Эти значения указаны для выходов RCA, а на XLR уровень будет на 6 дБ выше.
При необходимости можно активировать рокот-фильтр, который ослабляет бас ниже 12 Гц со спадом 12 дБ на октаву. Это не анахронизм, а вполне полезная опция: чтобы при проигрывании искривлённых пластинок не возникла интермодуляция инфранизких частот с полезным сигналом.
Максимальная амплитуда сигнала на выходе корректора стандартное для схем на операционных усилителях (ОУ) – 11 В, при этом перегрузочная способность получается порядка 27 дБ. Считается, что для воспроизведения резких звуков в верхнем диапазоне (удара по тарелкам, например) без клиппирования достаточно 20 дБ, здесь же имеется солидный запас в 7 дБ. Расширенный динамический диапазон пригодится и проигрывании, например, 7-дюймовых синглов на 45 оборотов.
Входные каскады построены на комплементарной паре сверхмалошумящих транзисторов NEC 2SA992/2SC1845, да ещё в двойном параллельном включении.
Отклонения частотной характеристики от стандартной RIAA не превышает +/- 0,2 дБ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц, как и у модели R15 (точнее уже некуда, да и незачем), а вот отношение сигнал/шум у R35 на пару дБ лучше: -85 дБ в режиме ММ и -76 дБ в MC. Проведённые в редакционной лаборатории измерения подтвердили данные производителя. Стало интересно, как производителю это удалось, ведь отвоевать при изначально низком шумов даже один децибел очень и очень непросто. Открываю крышку, изучаю схему. Вот оно в чём дело: входные каскады построены на комплементарных парах сверхмалошумящих транзисторов NEC 2SA992/2SC1845 в двойном параллельном включении. Классическое решение из дорогих усилителей прошлого, ныне почти забытое, дало отличный результат при минимальных расходах. Далее в тракте установлены OPA2134, современные ОУ с широкой полосой усиления и малыми искажениями.
Вся коммутация в звуковом тракте осуществляется с помощью миниатюрных реле. При включении питания выходные разъёмы подключаются лишь после того, как в схеме установятся все рабочие режимы – поэтому щелчков в колонках нет. Пока корректор «прогревается», логотип Primare мигает, затем начинает светиться постоянно.
Корректор выпускается в двух цветовых вариантах – чёрном и «титановом».
Для испытаний Primare R35 были задействованы две головки – ММ Shure M97 с выходным напряжением 4 мВ и MC Goldring Elite с выходом 0,5 мВ. Предвижу вопрос: почему М97? Да просто захотелось послушать, какой результат корректор покажет с одной из самых недорогих моделей Shure. А «Голдринг» — типичный представитель головки среднего класса с низким выходом.
Сразу же подкупает открытость и ясность практически во всём диапазоне, любая музыка как бы открывается навстречу слушателю.
Устанавливаю по шаблону M97 и задаю стандартное для ММ усиление 40 дБ. Результат любопытный. Несмотря на лёгкий спад, который даёт головка в верхнем диапазоне, звучание оказалось неожиданно интересным. Сразу же подкупает открытость и ясность практически во всей рабочей полосе, любая музыка как бы открывается навстречу слушателю. Ловлю себя на том, что фактически слушаю головку, а не корректор, настолько он сам по себе прозрачен. В его ценовом диапазоне это чрезвычайно редкое свойство, обусловленное несколькими факторами, и прежде всего выбором усилительных элементов, организацией питания и частотно зависимых цепочек. Слушаем оркестр – он перед нами, со всем динамическим размахом, широчайшим спектром и массой звуковых нюансов. Бас красиво оформлен, хотя и немного раздут – как выяснилось позже, это свойство Shure M97. Тем не менее, и на синтезированной музыке, и на «живом блюзе» нижний регистр отличался напористостью и вполне читаемой структурой. Например, на мощных пассажах Leftfield чувствовалась и атака, и масса тональных градаций в самой ударной области. Плотный, заряженный саунд передавался абсолютно адекватно.
Шумы на немых канавках не акцентировались, вполне можно было слушать даже пластинки в состоянии VG+.
Пространственная картина обширная, с «воздухом», стереоэффекты передаются с красивыми переходами из канала в канал. Как и в модели R15, очень подкупает тональный баланс. Напомню, что его субъективная линейность не всегда связана с точностью RIAA-характеристики, здесь сказывается отсутствие нелинейных и интермодуляционных искажений, негативно влияющих на натуральность тембров. Отсутствие привнесённой окраски, упомянутая выше ясность – вот результат правильной схемотехники. На «Giant Steps» Колтрейна совершенно живые инструменты – саксофон, фортепиано, контрабас, ударные.
В звучании саксофона проявились такие вибрации, которые прежде лишь угадывались, да и то исключительно по памяти.
Теперь очередь Goldring Elite. Усиление 62 дБ, тот же альбом. Вот уж правда, что всё познаётся в сравнении: то, что я слышал с Shure M97, меркнет в памяти уже после двух первых треков. Вот где настоящая ясность и прозрачность! В звучании саксофона проявились такие вибрации, которые прежде лишь угадывались, да и то исключительно по памяти. И эта насыщенность спектра дала мощную энергетику, самый настоящий напор. У духового инструмента появилась самая настоящая атака, и это редкий случай даже для гораздо более дорогих корректоров. Контрабас и тарелки дали неожиданно красивый контраст, даже пространство записи как-то раздалось во все стороны.
В звучании появилась «искра» — яркий, богатый на подробности спектр в верхней середине и области металлических обертонов. Говоря проще, заметно выросло звуковое разрешение при сохранении прежнего безукоризненного музыкального баланса. Правда, что неизбежно, стали более заметны поверхностные шумы пластинки. Но они достаточно «мягкие», и ухо вскоре перестаёт их замечать.
Понравилось и то, что Primare R35 не только раскрывает нюансы, но и формирует общую музыкальную атмосферу, причём характерную для каждой конкретной записи. Поэтому слушать интересно всё – и камерный джаз, и классику, и эстраду, и Black Sabbath в придачу. И вот эта способность составить из многочисленных фрагментов цельную гармоничную картину – очень ценное и редкое качество даже в гораздо более высоком ценовом сегменте. Согласитесь, что за 170 тысяч рублей предусилитель подобного класса – действительно неожиданная находка.
Производитель: Primare AB (Швеция)
Приглашаем вас на новый русскоязычный сайт PRIMARE
Перейти на сайт primare.mms.ru
Компания «ММС» – официальный дистрибьютор продукции PRIMARE на территории Российской Федерации
Тел.: +7 (495) 788-4500
info@mms-cinema.ru