Многие из нас придерживаются правила, известного ещё с древних времён: не покупай самое дорогое и самое дешёвое. Вот для таких практичных меломанов инженеры KEF создавали свою серию R. А мы, в свою очередь, выбрали из неё для испытаний среднюю напольную модель R7. В ней реализованы все передовые наработки компании, а цена не настолько высока, чтобы присвистнуть и пройти мимо.
С тех пор, как инженеры KEF разработали излучатели Uni-Q – а было это в … году – акустика этой марки заняла на рынке особое место. Коаксиальные драйверы применяли и другие производители, но никто кроме KEF не потратил на разработку этой конструкции столько сил, времени и средств. Сейчас мы имеем дело с 12-м поколением Uni-Q, и в каждом из них английские инженеры что-то меняли, дорабатывали и улучшали. Кпри всей своей лаконичности коаксиал – штука совсем не простая, здесь нужно учитывать массу противоречивых требований, а эффекты, возникающие при работе соосных громкоговорителей не описаны ни в одном справочнике, и всё приходится изучать экспериментально, создавая и обмеряя сотни экспериментальных образцов. Задача усложняется ещё и тем, что конструкция должна быть недорогой и технологичной в массовом производстве, поскольку KEF устанавливает Uni-Q во все свои модели, включая и бюджетные.
Выигрыш в этой технологической гонке желанный для любого производителя – коаксиальный излучатель очень близок к точечному источнику с линейной фазовой характеристикой.
Выигрыш в этой технологической гонке желанный для любого производителя – коаксиальный излучатель очень близок к точечному источнику с линейной фазовой характеристикой, т.е. временные сдвиги между звуковыми волнами разной длины практически отсутствуют. Отсюда – правильная передача пространственных эффектов и идеальный тайминг, очень важный при воспроизведении сложной, в частности, симфонической музыки. Как это «работает», мы и рассмотрим на примере напольных систем KEF R7.
Обратите внимание на то, как расположены динамики на лицевой панели. Два басовых драйвера и новейший Uni-Q двенадцатого поколения образуют конфигурацию д’Апполито, которая в сочетании с фильтрами нечётных порядков обеспечивает более широкую диаграмму направленности по горизонтали, но слегка зауженную по вертикали. В случае R7 последнее обстоятельство не имеет значения, поскольку твитер в них установлен на уровне ушей сидящего слушателя. Об особенностях Uni-Q мы рассказывали не раз, упомяну лишь, что в новой генерации удалось значительно уменьшить окраску звучания за счет устранения резонансов элементов конструкции. Стоит упомянуть и Shadow Flare — недавно разработанный способ уменьшения дифракции на высоких частотах из-за отражений от лицевой панели. В новых Uni-Q волновод твитера, образуемый диффузором среднечастотника, расширен таким образом, что излучение дюймового купола не достигает краев корпуса. В результате выравнивается характеристика в верхней полосе, граница которой у модели R7 заявлена на 28 кГц (±3 дБ).
Стоит упомянуть и Shadow Flare — недавно разработанный способ уменьшения дифракции на высоких частотах из-за отражений от лицевой панели.
Басовое звено здесь усиленное, на паре НЧ-динамиков калибра 165 мм. Диффузоры в виде инвертированной полусферы имеют структуру сэндвича – тонкий слой алюминиевой фольги на целлюлозной основе. Получившаяся в результате жёсткость при малой массе обеспечивает работу практически в поршневом режиме с минимальными искажениями. За скорость отклика и линейность хода подвижной системы отвечает усиленная магнитная система. При поддержке фазоинверторов (у каждого басовика свой порт) тандем начинает работать от 27 Гц при спаде на 6 дБ и от 48 Гц при -3 дБ.
Порты, кстати, непростые – они выполнены из эластичного материала и имеют переменное сечение. Такая конструкция, основанная на тонком гидромеханическом расчёте, избавлена от турбулентных эффектов и не имеет резонансов во всём звуковом диапазоне.
Системы допускают многопроводное подключение, но перемычек, которые могут сломаться или потеряться, здесь нет. Соединение осуществляется через утопленные поворотные контакторы.
Современный дизайн не приемлет широких и низких корпусов, что правильно – чем уже акустика, тем она занимает меньше места и лучше смотрится в интерьере. Но есть проблема – такой «колодец» сильно предрасположен к органным резонансам. Чтобы избежать лишних призвуков, корпуса серии R (на фото показана в разрезе модель R11) имеют внутри несколько перегородок, разбивающих стоячие волны. Кроме того, такие элементы вкупе со стяжками повышают жёсткость конструкции, снижая её склонность к резонансам. Масса колонки солидная, 31,4 кг.
Грили крепятся на магнитах, причём производитель подчёркивает, что в них используется особая ткань из микроволокна с повышенной акустической прозрачностью. Соответственно, на характер звучания они влиять не должны.
Отделка, традиционно для KEF, безукоризненная. Помимо орехового шпона (на фото) возможны также варианты в чёрном и белом лаке.
Для прослушивания был составлен комплект, соответствующий колонкам по классу и стоимости – знакомая нам связка из сетевого CD-проигрывателя Primare CD 35 Prisma и интегрального усилителя Primare i35.
На диске Rolling Stones «Steel Wheels» очень непростые партии ударных считывались на слух просто идеально.
Басовые драйверы небольшого калибра хороши быстрой реакцией и резким ударом – сказывается малая инерция подвижной системы. При этом убедительное звуковое давление получается за счёт большой суммарной площади диффузоров. Скорость отклика обусловила чёткую передачу ритма – на диске Rolling Stones «Steel Wheels» очень непростые партии ударных считывались на слух просто идеально. При поддержке энергичными, пульсирующими нотами бас-гитары получалась прочная, фундаментальная опора для всей звуковой картины. И никакой монотонности – каждый трек со своим паттерном, со своей структурой нижнего регистра.
Твитер традиционно хорош, британские специалисты потратили много сил и времени, чтобы создать ему в Uni-Q идеальные условия. Верхний диапазон лёгкий, прозрачный, с богатым гармоническим спектром. Медь – настоящая.
KEF R7 относятся к системам, способным вызвать диссонанс между увиденным и услышанным. Внешне — узкие изящные колонки, но врубить могут так, что мало не покажется. Общая динамика неожиданно хороша, на заряженных треках чувствуется настоящий драйв, с убедительным звуковым давлением. На симфонических tutti компрессии не слышно, нет и характерной для большинства коаксиалов рупорной окраски в верхней середине. Что ценно, в характере R7 есть экспрессия, стремление подать музыку эффектно и красиво. Многое здесь зависит от усилителя, но и колонкам есть что показать слушателю.
KEF R7 относятся к системам, способным вызвать диссонанс между увиденным и услышанным.
Именно показать, поскольку пространственная картина с графической точностью прорисовывается в малейших штрихах. Самая острая локализация получается, если колонки слегка развернуть внутрь, тогда масса подробностей будет считываться даже на флангах звуковой сцены. Такая способность создавать почти материальные образы я считаю главным достоинством Uni-Q. Когда видишь живых музыкантов, понимаешь, как режиссёр расставил инструменты при сведении, колонкам можно простить и крупне недостатки. Если бы даже они были.
Компания «ММС» – официальный дистрибьютор продукции KEF
на территории Российской Федерации
Тел.: +7 (495) 788-4500
info@mms-cinema.ru