Эта акустика отличаются крупным широкополосным твитером, узнаваемым звучанием и рядом нетривиальных конструктивных решений. Но – обо всём по порядку.
ИГРА С ОГНЁМ
Первые безопасные спички, как известно, изобрели в Швеции. Весь мир так и называл их «шведскими», чтобы отличить от прочих, опасных и самовоспламеняющихся. Потом горячие скандинавы придумали ещё много хорошего и полезного. ABBA, IKEA… Кто сказал «шведская семья»? Двойка по истории, её придумали вовсе не шведы, и речь у нас пойдёт совсем о другом.
Игры с огнём опасны, но парни из DLS похоже, знали, чем рискуют. В этом комплекте классические решения соединились с очень смелыми, если не сказать – безумными. Но результат оказался впечатляющим. В итоге получился комплект отличной акустики с сочным и узнаваемым звучанием.
Диффузор мидбаса RZ6.2 bass из прессованной целлюлозы с пропиткой – довольно лёгкий и жёсткий, снабжён мягким полипропиленовым колпачком. Подвес с мультигофром обеспечивает большой линейный ход диффузора
Лёгкий штампованный диффузородержатель достаточно жёсткий. Для охлаждения звуковой катушки предусмотрены вентиляционные окна под центрирующей шайбой и шесть периферийных отверстий в заднем магнитопроводе. Диаметр магнита вызывает уважение – 100 мм
Несмотря на мощную магнитную систему монтажная глубина вполне стандартная. Клеммная колодка с «лопаточками» разной ширины позволяет изменять полярность подключения мидбаса только со стороны кроссовера
Широкополосный твитер RC50 снабжён резонансной камерой, она будет на следующем фото. Диффузор выполнен из стекловолокна «под карбон», в центре установлен полипропиленовый колпачок. Подвес каучуковый. Но на этом безумства не заканчиваются…
С обратной стороны резонатора есть «дыхательное отверстие», в котором виден демпфирующий материал (поролон). Второе отверстие с тремя байонетными замками предназначено для установки корпуса на опорную площадку (справа)
Резонансная камера с твитером в профиль. Во-первых, это красиво. Во-вторых у неё есть и функциональное назначение – формировать АЧХ на низких частотах, при измерениях всё стало понятно
Структура кроссовера только на первый взгляд показалась простой и понятной. Для доступа к переключателю уровня твитера пришлось снять крышку, и грех было не заглянуть на обратную сторону платы. Изумлению не было предела – ох, с огнём играют шведские парни…
У мидбаса ФНЧ второго порядка без компенсации индуктивности, это ожидаемо и не удивительно. А фильтр твитера даже и не ФВЧ, а больше похож на полосовой первого порядка. Конденсатор 12 мкФ ограничивает низкие частоты, а воздушная индуктивность весьма скромного номинала лишь корректирует отдачу где-то там, на верхнем краю рабочего диапазона. Резисторы аттенюатора включены не последовательно с нагрузкой, а параллельно ей, поэтому влияют и на частоту среза фильтра, и на отдачу, и на электрическое демпфирование резонанса твитера. Смелая конструкция, ничего не скажешь – исследуем внимательно
ИЗМЕРЕНИЯ
Начнём, как обычно, с измерения Z-характеристики компонентов и определения параметров Тиля-Смолла.
Импедансные кривые могут рассказать о многом. Импеданс НЧ динамика незначительно растёт с частотой (кольцо Фарадея?), поэтому индуктивность звуковой катушки в кроссовере не стали компенсировать. Аналогичная картина наблюдается и у ВЧ-излучателя, индуктивность практически отсутствует (26 микрогенри!). Крошечный всплеск на 700 Гц – основательно задемпфированный резонанс камеры
DLS RZ6.2 bass | DLS RC50 | |||
---|---|---|---|---|
Заявка | Факт | Заявка | Факт | |
Мощность, (номинальная/ максимальная), Вт | 100/150 | — | 50/80 | — |
dBSPL, дБ | 85 | 85,8 | 83,2 | 89* |
FS, Гц | 64 | 61,6 | 155 | 147 |
VAS, л | 6,3 | 9,6 | — | — |
RE, Ом | — | 3,1 | — | 3,1 |
QTS | 0,78 | 0,84 | — | 0,57 |
QMS | — | 7,7 | — | — |
QES | — | 0,94 | — | — |
MMS, г | — | 17,2 | — | — |
B⋅l, Тл м | — | 4,68 | — | — |
* сравнительные акустические измерения
Результаты измерений отличаются от заявки даже в лучшую сторону. Подвес мягче, резонансная частота ниже. При этом довольно высокая по современным меркам механическая добротность, а значит – можно ожидать «сочного» звучания, которым были знамениты динамики старых радиол.
Осевая АЧХ басовичка вполне пристойна до 2 кГц, выше по частоте начинается жуткая болтанка, усугубляющаяся на угловых АЧХ. Хирурги в таких случаях предпочитают резать, не дожидаясь, пока станет хуже… Всплеск на 3-4 кГц порождён куполом, последняя попытка затянуть рабочий диапазон повыше. При наличии широкополосного твитера это уже лишнее
Широкополосность пищалки в предложенном акустическом оформлении довольно относительная. Резонансная камера душит «прекрасные порывы» ниже частоты настройки (700 Гц, видно на Z-характеристике). Провал в области 1-2 кГц уверенно определяется даже на слух, поэтому всё, что ниже 2 кГц – резать безжалостно…
Подключим и порежем, как предписали доктора из DLS. Частота раздела полос – 2 кГц, по-другому нельзя. АЧХ кроссовера по напряжению со штатной нагрузкой оказалась весьма интересной. Несмотря на странную конструкцию фильтра пищалки, аттенюатор свою задачу выполняет. Но АЧХ по напряжению и АЧХ по звуковому давлению – две большие разницы, как уверяют одесситы…
Осевые АЧХ компонентов по звуковому давлению выглядят намного интереснее. Если с НЧ динамиком всё более-менее предсказуемо, то твитер (точнее – его фильтр) откровенно удивил. Аттенюатор в основном воздействует на отдачу в области верхней середины
Угловые АЧХ комплекта при минимальном затухании аттенюатора. Полярность излучателей – как рекомендовано. При смене полярности одной из головок на частоте раздела возникает настоящий каньон, даже публиковать этот график не стоит – а то спать плохо будете. Впрочем, с учётом углов и расстояний реальной инсталляции невозможно заранее предсказать, какое подключение мидбаса (в соответствии с маркировкой или наоборот) будет правильным
Ну и, наконец, про искажения, они вполне типичные для диффузорных головок, относительно низкие и звучание отнюдь не портят. Искажения измерены в характерных частотных полосах при звуковом давлении 90 дБ (1 м).
100 — 300 Гц | 1,2% |
300 — 1000 Гц | 0,8% |
1 — 3 кГц | 0,9% |
3 — 10 кГц | 0,23% |
ЛИЧНЫЙ ОПЫТ
Как обычно, для прослушивания использовался приличный домашний комплект: усилитель и CD-проигрыватель со стопкой тестовых дисков всевозможных жанров. Первая фаза прослушивания, в положении тестовых боксов «по домашнему» показала яркий тональный баланс с некоторым избытком верхних частот. И, хотя до Нового года ещё немало времени, но «шведам – шведово», как было не поставить композицию «АББЫ» Happy New Year, она в такой трактовке звучала великолепно. Однако мои любимые I Was Made For Loving You и Highway To Hell звучали несколько легкомысленно, пришлось задействовать аттенюатор и даже немного отвернуть ВЧ в стороны. Вероятнее всего, так придётся поступить и при установке твитеров в автомобиле. Середина диапазона детальная, отлично проработан нижний бас, прекрасно воспроизводится «панчевый» средний бас. Рок и блюз звучат фундаментально, и вообще – звучание запоминающееся и сочное, в традициях DLS.
Рекомендация: При установке и настройке стоит попробовать разные варианты относительной полярности мидбаса и ориентации твитера. Желательно – с контролем АЧХ в точке прослушивания. И усилитель с хорошим запасом мощности.
МЁД & ДЁГОТЬ
Яркое и запоминающееся фирменное звучание DLS за разумную цену. Надёжная и продуманная конструкция, кроссовер великолепно оптимизирован под используемые головки и справляется со своей работой на «пять с плюсом». Одним словом, сплошные плюсы. Единственная претензия – к составителям инструкции: с усилителями головного устройства эту акустику использовать категорически не рекомендуется, ей нужен настоящий усилитель с хорошей мощностью, тогда она раскроет свой потенциал полностью.
Цена вопроса:
18 990 руб (весь комплект)
7 490 руб (пара RC50 отдельно)