Когда-то Kenwood и JVC задали целый тренд – бюджетные ГУ с задержками и поканалкой. А когда технологии из старших моделей приходят в доступный сегмент, это всегда воспринимается позитивно. Собственно, Prology CMD-300 как раз попадает в этот сегмент, на момент теста его можно купить за 5290 рублей.
Это аппарат попал ко мне в лабораторию, можно сказать, внезапно – в планах не было, но парни из компании «ММС» уговорили взять его попробовать. Интернет в ближайшее время наверняка запестрит его обзорами (читать с коробки и распаковывать на камеру у нас нынче многие умеют), так что после беглого внешнего изучения уделю побольше внимания самой работе аппарата. Итак, поехали.
Передняя панель несъёмная, сегодня это обычное дело.
USB и AUX – под сдвижной крышкой. Судя по описанию, можно использовать флешки до 256 ГБ, отформатированные в FAT32. Вдобавок к MP3 поддерживается FLAC с разрешением до 16 бит/48 кГц.
Глубина корпуса – всего 10 см плюс немного места займут провода.
ISO-разъёмы выполнены прямо в корпусе. Линейных выходов – три пары. Одна пара – сабвуферная, две других – либо фронт/тыл (в обычной системе), либо твитеры/мидбасовые (в поканалке).
Микрофон для Bluetooth встроен в панель (главное, не ткнуть в него случайно, если вдруг придётся воспользоваться кнопкой Reset). Под внешний предусмотрен разъём, при желании можно докупить.
В комплекте идёт ИК-пульт карточного типа.
Начинка выглядит прилично, пайка аккуратная, разводов от флюса нет.
Первое включение. Подсветка у аппарата – мультицветная, цвет можно задавать из меню. Или со смартфона через приложение – об этом будет чуть дальше.
Долго искать приложение не приходится – на коробке и в инструкции имеются QR-коды с прямыми ссылками в Play Маркет и App Store.
Итак, приложение установлено, подключаюсь по Bluetooth. Судя по отзывам в Play Маркет, соединение с ГУ у многих вызывает затруднения, поэтому остановлюсь на этом подробнее. Аппарат имеет две точки подключения – просто Prology и Prology_BLE. Это действительно сбивает с толку, потому что при подключении ко второй смартфон требует приложение, а из приложения к ней не подключается. Ориентироваться нужно только на точку подключения Prology, а Prology_BLE в процессе соединения не участвует.
В приложении сразу обратил внимание на кнопку GPS. Ей можно выбрать и запустить на смартфоне приложение для навигации. Подсказки при этом будут транслироваться через аудиосистему независимо от того, какой выбран источник. Мелочь, но удобно.
Одна из задач приложения – переключать источники и управлять воспроизведением. Когда музыка играет с USB-флешки, можно последовательно переключать треки. Переключаться между папками можно только кнопками на самом ГУ.
Если переключиться на источник BT Music, автоматически начинают играть треки, записанные в память смартфона. Все треки, что есть в смартфоне, можно ввести в виде единого списка.
Возможно, когда захочется пошуметь на улицу, этот вариант будет удобен (просто предварительно нужно скинуть на смартфон подборку треков), но в повседневных поездках лучше пойти по привычному пути – использовать сторонние приложения. При передаче сигнала со смартфона на ГУ используется базовый кодек SBC, но аудиофильских чудес как бы никто и не ждал.
К настройке радио вопросов нет, тут всё лаконично, технологично, прагматично.
В целом к приложению больших замечаний не нашлось. Единственное, оно не удерживает экран смартфона включенным, а это иногда нужно. Но при необходимости можно покопаться в настройках Android и исправить это вручную.
Имея приложение, лезть в меню аппарата уже не очень хочется, поэтому разбираться с настройками буду через него. Правда, не все регулировки из него доступны. Например, Loudness (тонкомпенсация) и Bass Boost можно настроить только через само ГУ.
Начну с простого – настройка подсветки. Можно заморочиться с ползунками RGB, но легче покрутить цветовое кольцо и остановиться на понравившемся оттенке.
Задержки. Можно выбирать отображение в миллисекундах или сантиметрах. В обоих случаях отображается величина именно вводимой задержки (в некоторых аппаратах вводятся не задержки, а расстояния до динамиков). Максимально – 8,5 м, шаг – примерно 3 см. Здесь же можно регулировать уровни в каждом канале.
Есть несколько предустановленных вариантов, настраивающих задержки на конкретные места в салоне – Front Left, Front Right, Front All и All. Можно выбирать размер машины (Small, Medium, Large), для каждого прописаны свои предустановки.
Эквалайзер. Тут почти рекорд – целых 25 полос. Плюс, как обычно, несколько типовых пресетов. Можно двигать ползунки или перейти в картинку с АЧХ и нарисовать пальцем нужную кривую. Для наглядности «вытянул» на АЧХ два торчка, сейчас поймёте зачем.
Дело в том, что для эквалайзера можно дополнительно задать добротность (здесь она называется Q-Factor). Фактически, это ширина полос регулирования: большой Q-фактор – узкая полоса, маленький Q-фактор – широкая полоса. Не самая частая настройка, так что в приложении её нет, задаётся из меню самого аппарата.
Вот как она работает на деле – в зависимости от величины Q меняется ширина полосы регулирования:
Ну и для наглядности ещё один пример. На картинке ниже – пресет с названием Powerful. Вот так АЧХ выглядит на экране смартфона:
А это – реальная АЧХ на линейных выходах при разных вариантах добротности (ну или Q-фактора).
К слову, обратите внимание, насколько при такой регулировке сигнал задирается по уровню. Учтите это, если решите «навалить волюмэ».
Кроссовер в обычном режиме (2-Way). Сами фильтры без сюрпризов – настраиваются от 30 до 250 Гц с крутизной до 24 дБ/октава. Вдобавок к ним есть так называемый shelf-фильтр, которым можно немного «пригасить» уровень ВЧ во фронтальных каналах – выставляется частота, с которой начинается ослабление, и сама величина ослабления. Причём это можно сделать раздельно для правого и левого каналов.
Реальный сигнал после регулировок выглядит так (несколько вариантов с частотой раздела 80 Гц и крайними значениями крутизны фильтров):
Кроссовер в поканальном режиме (3-Way). Перевести аппарат из обычного режима в поканальный получилось не сразу – в краткой инструкции, которая идёт в комплекте, об этом ни слова. Но я-то знаю, что суслика не видно, но он есть. Звоню в техподдержку. Оказалось, тайна сокрыта в полной инструкции на сайте производителя.
В общем, переключается так. Заходим в настройки, выбираем пункт Audio, но заходим в него не как обычно коротким нажатием, а длинным. Аппарат предлагает выбрать режим – выбираем, переключаемся.
Фронтальные каналы становятся мидбасовыми (можно оставить проводку в передние двери без изменений), а тыловые становятся каналами для твитеров. К слову, выбранный режим остаётся даже после полного снятия питания. Полезная штука на случай, если понадобится отключить аккумулятор (или он вдруг сядет).
В поканальном режиме делить сабвуфер и мидбасовое звено можно по-прежнему от 30 до 250 Гц, но крутизна – не выше 12 дБ/октава. Раздел с твитером – от 1 кГц до 12,5 кГц, крутизна – тоже не выше 12 дБ/октава.
Для примера, вот так делятся полосы на 80 Гц и 2,5 кГц при крайних значениях крутизны фильтров:
Небольшое замечание. Раздел с твитером выбирается из ряда 1 / 1,6 / 2,5 / 4 / 5 / 6,3 / 8 / 10 / 12,5 кГц. Как видите, между 2,5 и 4 кГц получается большой разрыв, между ними было бы неплохо иметь ещё точку для настройки.
Bass Boost и Loudness. Эти две настройки доступны только через меню аппарата, в приложении их нет. Но это не повод их пропускать. К бас-бусту вопросов нет.
А вот под Loudness здесь понимается не тонкомпенсация, а просто фиксированный подъём АЧХ внизу и вверху, не зависящий от громкости (в тонкомпенсации с повышением громкости АЧХ должна выпрямляться, иначе на максимальных уровнях искажения неизбежны). Так что если включать эту функцию, будьте аккуратней с максимальной громкостью.
И напоследок оценю, какой сигнал Prology CMD-300 может выдать на линейных выходах. Навалить, конечно, он может душевно – совсем уж жёсткое ограничение начинается почти при 6 Вольтах. Но заметный рост искажений начинается уже после 37 единиц громкости из 40, так что реальный размах при терпимых искажениях получается около 4 Вольт. Тоже, впрочем, немало.
Главное, учтите, что поворачивать «крутилку» до предела можно только при выключенных Bass Boost, Loudness и нулевых настройках эквалайзера! Если что-нибудь из них включить, выкручивать громкость больше 30 единиц нужно с ооочень большой осторожностью! А то и вовсе принять этот уровень за разумно максимальный.
Если в двух словах, то получилось недорого и сердито. Многие любят сравнивать такие аппараты с Kenwood (ближайшей моделью можно назвать KMM-BT305), но нет, это не «одно и то же, только дешевле». Нужно понимать, что в Prology CMD-300 экономия достигнута за счёт упрощения некоторых функций. Вопрос в том, насколько они вам нужны, и что ставить в приоритет.
К примеру, если вы собираете громкую систему, Prology вполне подходит – без лишних звуковых фич, но со всеми базовыми процессорными настройками и возможностью управления со смартфона на расстоянии (насколько позволяет Bluetooth). Разве что крутизну фильтров в поканалке можно бы повыше, но это, скорей всего, получился бы уже другой ценовой сегмент.