Разбушевалось нынче морская живность – то «Кракен» размахался всеми восемью конечностями, теперь вот «Посейдон» хочет показаться. Пока это рабочее название на этапе разработки, в официальном модельном индексе оно присутствовать не будет, но для простоты буду называть его так же, как разработчики. Как вы наверняка поняли, Prology готовят ещё одну новинку – головное устройство с усилителем повышенной мощности (отсюда и рабочее название: Посейдону положено быть могучим и сильным). Причём повышенной настолько, что на него даже парочку сабвуферов можно навесить. Верилось с трудом, но на деле и правда может.
Рассказываю. Буквально на прошлой неделе заезжал в офис компании «ММС», и удачно попал в момент, когда на испытательном стенде в техотделе работал прототип этого головного устройства. К одной паре каналов была подключена компонентная акустика, а вторая работала на пару корпусных 10-дюймовых Ground Zero из серии Iriridium (с готовыми корпусными моделями я раньше не встречался, а вот отдельные динамики Iridium я уже тестировал, так что представление о них имею). Подтверждаю – молотить «Посейдон» умеет действительно лихо.
В продажу «владыка морей» выйдет, насколько удалось узнать, во второй половине декабря, но прототип удалось утащить в лабораторию уже сейчас. В общем, держите немного инсайда. Называться модель будет Prology PRM-100.
Этот экземпляр – рабочий прототип, поэтому пока без логотипов и прочих украшательств. Но выглядеть, если что, будет вот так (это «каталожный» рендер):
А вот так будет выглядеть коробка:
В отличие от первой модели линейки Kraken, зад у Посейдона… то есть, тыльная часть корпуса – уже литая и выглядит посерьёзней. Впрочем, на неё отводят тепло не усилительные чипы D-класса, как можно было бы подумать, а силовые ключи блока питания.
Питание, выходы и провода подключения к рулевому интерфейсу сведены на большой общий Molex-разъём. А линейные выходы (для тех, кто захочет потом проапгрейдить систему или подключить саб через отдельные усилители) выведены на отдельный «хвост». Маленький разъём mini-jack рядом – это подключение внешнего микрофона для работы системы hands-free.
Вдаваться в функциональное оснащение «Посейдона» сейчас не стану. По большому счёту, список его функций повторяет таковой у большинства других ГУ со встроенным 6-канальным DSP. Поэтому отмечу лишь основные моменты и действительно радикальные отличия.
Собственно, начинка. Здесь используется усилитель D-класса, причём всё как надо – с повышающим блоком питания.
«Бублик» трансформатора – не меньше, чем в ином отдельном усилителе. На самом деле такое решение просилось уже давно: место в корпусе 1DIN в современных аппаратах всё равно пропадает почём зазря, а D-класс больших корпусов как раз не требует. Звёзды сошлись.
Сам усилитель – 4-канальный, но каждый канал построен по мостовой схеме, поэтому выходных фильтров тут 8 штук. В отличие от АВ-класса, в D-классе такое включение не ухудшает, а улучшает контроль нагрузки (не стану обобщать, но, по крайней мере, конкретно в данной реализации), а заодно и хорошо сказывается на уровне высокочастотных шумов (при спаривании «полуканалов» в противофазе происходит их взаимная компенсация). В общем, для усилителя, встроенного в ГУ, мостовой D-класс – рациональное решение.
Сами силовые чипы расположены с нижней стороны платы и закрыты плоским радиатором.
КПД высокий, так что площади охлаждения хватает. Кстати, с охлаждением у «Посейдона» есть одна оригинальная штука, которую придумали в техотделе компании «ММС» и сильно ей гордятся – система температурной защиты. Видео её работы выкладывать не стану: это чисто рабочий материал, и к тому же оттачивался на другой модели. Но фото приведу, меню в «Посейдоне» будет выглядеть так же:
Эта защита не просто вырубает усилитель, а при достижении определённой температуры радиатора (как раз её можно выставить в системном разделе меню) уменьшает громкость и не даёт «вжаривать» до тех пор, пока температура не снизится. Граничные значения температуры – 90 градусов (для осторожных), 100 (нормально) или 110 (для пофигистов). Кстати, уверен, что потом подобные ГУ появятся и у других брендов, но теперь вы знаете, откуда «растут ноги» конкретно у этой функции.
В остальном всё более-менее привычно. Управляется аппарат по Bluetooth через приложение, антенна реализована прямо на основной плате.
Приложение – всё то же самое, что и для других процессорных моделей Prology, но со своими особенностями. При подключении оно автоматом определяет модель, и, соответственно, показывает нужный набор функций.
По большому счёту, все отличия сводятся к настройкам кроссовера. Как и в обычных процессорных ГУ, тут два режима.
Режим 2-WAY остался как у всех – он рассчитан на систему с фронтом, тылом и сабом. Фронт и тыл (каналы встроенного усилителя) подрезаются снизу по частоте. Сабовый канал (линейные выходы) – ограничивается сверху по частоте. Всё как обычно.
А вот возможности режима 3-WAY (твитеры, НЧ/СЧ динамики и саб) здесь намного шире. Можно, конечно, пойти по проверенному пути и подключить к мощному встроенному усилку поканальный фронт, а саб повесить на отдельный моноблок и подключить его к линейным выходам.
Но можно поступить и иначе – оставить линейные выходы вообще в покое (даже хвост с RCA-разъёмами не втыкать), и всю систему целиком построить только от встроенного усилителя. В этом случае одна пара его каналов пускается на фронтальную акустику, а вторая – на пару сабов. Ну, или на один саб, но с двумя 4-омными катушками.
При таком подключении раздел между фронтом и сабовым звеном можно опустить до 60 Гц, а в той паре каналов, что будет работать на сабы, можно включить ещё и сабсоник:
Теперь посмотрел, сколько дури может выдать встроенный усилитель. На деле, конечно, сабы молотят знатно (в самом начале как раз об этом говорил), но хотелось бы и в циферках всё это заценить.
Поскольку мостовой D-класс имеет свои особенности в плане измерений, силовой потенциал «Посейдона» оценивал по «упрощённой» методе – генератором и осциллографом. Сигнал подавал на вход AUX (попутно выяснил, что он принимает сигнал без клиппирования до 0,8 В RMS) и одновременно смотрел, что усилитель выдаёт на выход. Нагрузка – 4 Ом. Если что, 2-омную лучше не подключать: усилители на неё не рассчитаны.
Как полагается, подавал синусоидальный сигнал с частотой 1 кГц. Усилитель «упирается» в свои пределы при размахе +/- 21 Вольт, что примерно соответствует среднеквадратическому (RMS) значению 14,8 Вольт.
Достаём калькулятор, считаем, сколько это будет мощности на 4 Ом. А получается, на минуточку, почти 55 неискажённых Ватт в каждый канал. Если же смотреть вообще силовой запас блока питания (без учёта искажений), то выходят и вовсе внушительные 110 Вт. Действительно на уровне недорогого отдельного усилителя.
Показатели мощности далеко не киловаттные, так что подсовывать «Посейдону» тугой эспиэльный саб, как минимум, глупо. Но вот для сабов с нормальной (и тем более высокой) чувствительностью его вполне достаточно. Возможно, удивлю, но в большинстве активных сабвуферов используются встроенные усилки, выдающие как раз около сотни Ватт, а могучее бомбилово получается за счёт правильного корпуса с акустическим усилением. Вот и выходит, что мощность формально вроде средненькая, а крышу такие сабы срывают – «мама не горюй».
Так что вариант «номер раз» – берём пару 10-дюймовых сабвуферов (обязательно 4-омных) с лёгкими подвижками, цепляем каждый из них на свой канал встроенного усилителя и получаем мозгодробительную басуху (собственно, что и было мной увидено и услышано в офисе «ММС» с упомянутыми корпусными GZ Iridium).
Второй вариант – это взять один 12-дюймовый саб, но с двойной обмоткой 4+4 Ом. В этом случае каждый канал вешаем на свою обмотку (главное, не перепутать полярность), и вот уже два канала работают на один саб. Принцип выбора тот же самый – что-нибудь отзывчивое, чувствительное, и в правильно рассчитанном корпусе.
Конечно, я бы мог сейчас «включить сноба», состроить умную хлеборезку и рассказывать о сибилянтах в вокале и телесности бубна. Но вот давайте честно, не тот случай, где оно было бы уместно. Зато Morten Granau, Talpa или, к примеру, Space Food колбасят ну очень плотно – и здесь это, пожалуй, главное. Констатирую факт – по запасу энергетики и драйва – это совсем другой уровень относительно обычных «магнитолок». Вот даже не сравнивайте.
Собственно, Prology PRM-100 – это аппарат для тех, кто хочет получить звучание как с нормальным усилителем, но заглядывает в кошелёк и борется с той самой зелёной и удушливой земноводной. Впрочем, не так… Не просто «как с усилителем»… Здесь он и есть – нормальный усилитель с повышающим блоком питания и вполне взрослой мощностью. А то, что встроенный – так это даже удобней: не придётся тратиться на инсталл отдельного. Короче, то самое зелёное земноводное, похоже, с «Посейдоном» вполне может даже подружиться.