основано в 1991 году

Тест компонентных акустических систем Ground Zero GZPC 165.3SQ-ACT от carmus.ru
22.11.2023

Этим летом довелось сравнить мидбасовые динамики Plutonium и Nuclear, а вскоре после этого и новость подоспела – акустика Plutonium получила престижную награду EISA (Expert Imaging and Sound Association) как «Лучшая автомобильная акустическая система 2023-2024». А потом вся серия приехала в Россию целиком. Ну и как можно было упустить такую возможность?


Как водится, акустика продаётся не только в сборе, но и покомпонентно. Комплект, получивший награду EISA, носит название Ground Zero GZPC 165.3SQ-ACT (его цена на момент теста 173990 рублей, т. е. это уже верхний сегмент рынка), в него входит три модели динамиков:

 

 

ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Начну с НЧ/СЧ динамиков GZPK 165SQ-C. Я их уже разбирал в деталях, поэтому сейчас пробегусь лишь по основным особенностям.

 


Диффузоры – алюминий с керамическим напылением с фронтальной и тыльной сторон, крупные пластиковые колпаки. Моторы – гибридные, т. е. в них используется как феррит, так и неодим.


 

Звуковая катушка – диаметром 1,5 дюйма (38 мм) с намоткой ССА-проводом. Подвесы (речь не только о верхнем подвесе, но и в первую очередь о центрирующей шайбе) достаточно мягкие, это и на измерении потом будет видно (параметр Vas, эквивалентный объём, выше среднестатистического)

 

 

Теперь «серединки» GZPM 80SQ-C. Выглядят как уменьшенные копии НЧ/СЧ динамиков – те же алюминиевые диффузоры с керамикой и округлые формы мотора. И снова обратил внимание на довольно мягкие подвесы и податливую центрирующую шайбу.

 

 

Магнитная система здесь построена уже чисто на неодиме.



Диаметр динамика по фланцу – 87 мм, монтажная глубина – 39 мм. Обычно производители относят такие динамики к 3-дюймовым, но в Ground Zero больше уважают метрическую систему, поэтому указан номинальный размер 80 мм или 3,15 дюйма.



Калибр звуковой катушки – 20 мм.



Идём дальше, твитеры GZPT 28SQ. Увесистые полированные металлические корпуса создают приятное впечатление. Статус обязывает – как бы не три копейки стоят.





При желании защитные сетки можно снять – они держатся за счёт магнитов. Номинальный размер тканевых куполов – 28 мм.


 

Верхняя часть откручивается, так что я пошел чуть дальше…


 

…и взгляду открылась довольно интересная внутренняя конструкция – твитер имеет открытое оформление и акустическую камеру, заполненную поглотителем.



Всё это не прошло даром – резонанс у твитера ниже 800 Гц, обратное воздействие воздушной массы на купол тоже хорошо демпфируется – АЧХ в рабочем диапазоне на удивление ровная. Но это я уже вперёд забегаю, дальше сами увидите.

Ну и перед тем, как перейти к измерениям, пару слов о комплектации. Она лаконичная, но к НЧ/СЧ и СЧ динамикам идут защитные сетки. За счёт подштамповки, кстати, получились неплохо заглушенными – своих резонансов давать не должны (а такое тоже иногда встречается).


 

ИЗМЕРЕНИЕ ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ

Параметры мидов я уже снимал, когда сравнивал их с чуть более доступной серией Nuclear, но для чистоты эксперимента повторил измерения, тем более, это уже другой экземпляр.

По НЧ/СЧ динамикам разница с предыдущим тестом оказалась в пределах метрологического разброса, динамик снова оказался чуть жёстче заявленного. Предположу, что разминка ему нужна чуть больше, чем обычно. Для СЧ динамиков параметры попали в заявку точнее.



Заявленные/фактические параметры Ground Zero GZPK 165SQ-C:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 38 Гц / 43 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 28 л / 20 л
  • Qms (механическая добротность) – 7,87 / 7,06
  • Qes (электрическая добротность) – 0,43 / 0,46
  • Qts (полная добротность) – 0,41 / 0,43
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 15,2 г / 15,2 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 5,8 Тл м / 5,6 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,3 Ом / 3,3 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 88,5 дБ / 88,4 дБ



Заявленные/фактические параметры Ground Zero GZPM 80SQ-C:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 100 Гц / 106 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 1,5 л / 1,2 л
  • Qms (механическая добротность) – 5,74 / 6,56
  • Qes (электрическая добротность) – 0,30 / 0,33
  • Qts (полная добротность) – 0,29 / 0,31
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 3,2 г / 3,1 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 4,8 Тл м / 4,8 Тл м
  • Re (сопротивление постоянному току) – 3,5 Ом / 3,4 Ом
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 89,0 дБ / 88,5 дБ

 

АНАЛИЗ РАБОТЫ СЧ/НЧ ДИНАМИКОВ GROUND ZERO GZPK 165SQ-C

Остальные характеристики НЧ/СЧ динамиков тоже не стал передирать с предыдущего теста, а снял ещё раз. Из особенностей: ровный СЧ диапазон и небольшой всплеск АЧХ на верхнем краю – в 3-полоске он не столь значим, а в 2-полоске его просто нужно учесть при стыковке с твитером.



На фазовой характеристике немного нагляднее: локальные резонансы в рабочем диапазоне практически отсутствуют, ну а выше – немного шалит диффузор (или, скорее, крупный жёсткий колпачок):



По искажениям – без особых вопросов:


АНАЛИЗ РАБОТЫ СЧ ДИНАМИКОВ GROUND ZERO GZPM 80SQ-C

Среднечастотники являются почти широкополосниками (вернее, СЧ/ВЧ динамиками): легко дотягивают почти до самого верха, с лёгким подъёмом отдачи от 8 до 17 кГц:



Впрочем, «дотягивают» – ещё не значит, что их нужно использовать во всю полосу. Если выделить наиболее линейный диапазон, то выше 6-7 кГц их лучше не распускать, твитеры на верхах покажут себя намного лучше.



По искажениям – редкая картинка. Даже с понижением частоты динамик не старается уйти в разнос. Ну а что вы хотели, мотор здесь вон какой сильный…


 

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ ТВИТЕРОВ GROUND ZERO GZPT 28SQ

Открытая конструкция твитера дала свои результаты. Крупный 28-миллиметровый купол нисколько не ломает из-за воздушного «подпора», в результате имеем ровный ВЧ диапазон и предсказуемость при его стыковке с СЧ или НЧ/СЧ.



Фазовая характеристика – более наглядное подтверждение: никаких локальных резонансов купола.



А мотор-то у твитера непростой. При снижении частоты искажения не растут вплоть до 1 кГц. Ниже – просто боязно было его мучить, да и не нужно на самом деле. При снижении настройки ФВЧ даже до 2,5 кГц (12 дБ/октава) твитер ещё не начинает присвистывать – такой запас будет нелишним в 2-полоске.

 

ПРОБА В ДЕЛЕ. КАК ГОТОВИТЬ АКУСТИКУ, И КАКОГО ЖДАТЬ ЗВУЧАНИЯ?

Для оценки звукового потенциала собрал поканалку (для этих задач пришлось даже свой процессор из машины в лабораторию временно забрать). Источник, усилители, кабели – hand made. Оценивать целиком звучание такой системы не имеет смысла: настройки порой всё радикально меняют. Но если подойти к этому как к эксперименту – поиграться со стыковкой полос, учитывая результаты измерений, и с умом анализировать изменения, то общие выводы по каждому из компонентов становятся очевидными.

Ground Zero GZPK 165SQ-C. Способны на очень чёткий, артикулированный и, я бы даже сказал, хлёсткий мидбасовый диапазон. Динамики не теряются в самом низу и не уходят в разнос на резонансной частоте и даже ниже. Вниз, кстати, забираются уверенно, хоть и без гипертрофированности. Буду откровенен, мне такая подача вот прямо по душе, особенно если поддать громкости – эмоциональный такой мидбас получается.

Для понимания, на треке Alec Koff – Roll For You (он есть в подборке CM Cup 2023) удары не просто плюхают и накрывают, размазываясь в кашу, а жёстко, ощутимыми толчками бьют в грудь.

Или, к примеру, композиции Nicki Parrott – Fever и Markusphilippe – Pink Panther из той же подборки – контрабасы на них не становятся надутыми резиновыми, динамики прилично рисуют корпус инструмента, несмотря на то, что записаны треки совершенно по-разному. И эта разница в записи, кстати, тоже хорошо чувствуется, динамики не приводят их к похожему звучанию – это важный показатель.

Замечу, что динамики весьма вкусно играют в СЧ диапазоне – ровно и в то же время с очень хорошим разрешением. Как ни крути, из-за отсутствия значимых резонансов в этом диапазоне звучание легко ложится на слух, а горб на верхнем краю диапазона без труда нивелируется при стыковке полос.

Попутно можно иметь ввиду, что GZPK 165SQ-C прилично показывают себя не только в 3-полоске, но и в 2-полоске с частотой стыковки полос в районе 3-4 кГц.

Ground Zero GZPM 80SQ-C. Серединки изо всех сил стараются казаться широкополосниками, хотя в данном случае расширенный вверх диапазон – не самоцель, а следствие стремления улучшить импульсный отклик. На СЧ играют ровно и достаточно нейтрально.

Внизу своего диапазона чувствуют себя уверенно и позволяют настраивать стык с НЧ звеном хоть вообще от 250 Гц (если не зажимать в тесные объёмы). Хорошо контролируются усилителем и показали неожиданно высокую перегрузочную способность. В этом смысле их характер вполне соответствует мидбасовому звену.

Ставить в корпуса можно, вполне сносно получается в объёмах от 300 мл. Правда, при этом ждать от них нормальной работы ниже 400-450 Гц не придётся, но для калибра 3,15 дюйма это ещё нормально. В общем, я бы определил 300 мл как минимум. Если будет возможность – дайте им больше, они на это только спасибо скажут.

Ground Zero GZPT 28SQ. Тут даже затрудняюсь выделить что-то характерное. «Шёлковая школа» в лучшем виде. Высокая детальность, но при этом нет жёсткости или «истончённости» звука. Верха воздушные, прозрачные, но не лишены приятной теплоты. Многое, как всегда, будет зависеть от стыковки полос, но потенциал у твитеров многообещающий. И да, они действительно позволяют настраивать ФВЧ достаточно низко, вплоть до 2,5 кГц (12 дБ/октава).

 

МЫСЛИ В ТЕМУ. ЗА ЧТО АКУСТИКА ПОЛУЧИЛА НАГРАДУ EISA?

Не буду ударяться в эпитеты вроде «великолепное звучание» и тому подобные, оставлю это дело маркетологам. А вот по технической части я бы отметил бы два момента, которые делают Plutonium действительно примечательной акустикой.

Первое – это линейность. Чаще динамики либо хорошо играют на малой громкости, но зашиваются при её увеличении, либо слишком дубовые и «не замечают» малые сигналы, но просыпаются, если наподдать им под зад. Здесь же – детальность и микродинамика, и в то же время – способность не мешать всё в кашу, если захочется погромче. Нечастое сочетание на самом деле.

Второе. Обратите внимание, в рабочих диапазонах динамиков отсутствуют какие-либо резонансные явления (призвуки материала, резонансы подвесов, изгибные моды и т. п.). Вернее, совсем без них не обходится ни один динамик, но всё это выведено за пределы рабочих диапазонов. Переводя на простой язык: с этими динамиками реально собрать абсолютно нейтральную по своему звучанию систему без каких-либо «окрасов».

Что в итоге? Детальная, с отличным разрешением, и в то же время энергичная. Позволяет получить ровное, нейтральное, и в то же время эмоциональное звучание. Заслуживает ли это сочетание награды? Полагаю, что да, однозначно.

  • Даже при минимуме декора динамики выглядят внушительно
  • Можно состыковать как в 3-полосную, так и в 2-полосную систему
  • Возможность получить звучание без окрасов, которое будет ложиться на слух легко и естественно
  • Достаточно высокая перегрузочная способность
  • Динамики требуют чуть более длительной разминки, чем обычно

     

Вернуться на предыдущую страницу
Похожие новости