Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro
Ссылка на оригинал статьи на сайте carmus.ru
Да, пожалуй, именно так – золотая середина модельного ряда Goldhorn. На одной его стороне – процессорные усилители, с которыми можно быстро и без лишних затрат взбодрить какую-нибудь базовую штатку. На другой – «сильно очень» какие многоканальники для систем со щедро рассыпанными по салону динамиками.
Если что, речь о «классических» процессорных усилителях, которые без встроенного плеера (про модели с плеером будет отдельный разговор, а сам плеер Goldhorn P1, к слову, я рассматривал совсем недавно). В российском каталоге на сегодняшний день представлены следующие модели:
В этой линейке сегодняшний испытуемый DSPA 816 Pro находится аккурат посередине шкалы – у него 8 каналов усиления и 16 каналов DSP.
Первым делом, о размерах. Усилитель весьма компактен – всего 21,7 х 17 см. К сборке никаких вопросов, алюминиевый корпус выглядит солидно.
Компоновка – двусторонняя. С одной стороны – выходы усилителя и линейные выходы процессора, с другой – питание и подключение источников. С них, пожалуй, и начну.
Высокоуровневые входы. Всего 8 каналов. Принимают сигнал с амплитудой до 16 Вольт, т. е. расчёт на подключение к базовым штаткам – для них даже с небольшим запасом. Входное активное сопротивление – 6 Ом, «обманки» для штаток с самодиагностикой, скорей всего, не понадобятся.
Линейные входы. Каналы 7/8 продублированы в линейном виде, но, учитывая гибкость при настройке маршрутизации, их можно рассматривать и как отдельный AUX и использовать совместно с высокоуровневыми входами. Разве что у последних останется только шесть каналов.
Автоматическое включение по появлению сигнала на высокоуровневом входе, разумеется, предусмотрено – для этого первый канал мониторится на наличие постоянной составляющей. Ну или можно управлять включением как обычно – через вход Remote (здесь он назван ACC, сути не меняет).
Входы SPDIF. По «цифре» можно подключиться по коаксиалу и по оптике Toslink. Логика работы с источниками позволяет использовать их независимо друг от друга. Заявлена поддержка потока с дискретизацией до 192 кГц.
Bluetooth. Среди возможных вариантов предусмотрена работа Bluetooth параллельно с остальными входами или традиционное автоматическое переключение на него. Подробней об особенностях коммутации скажу чуть дальше. Кроме базового SBC умеет декодировать AAC, aptX и aptX HD. Версия самого Bluetooth – 5.0.
Организация выходов. Всего встроенный процессор имеет 16 выходных каналов. Из них первые 8 идут через встроенный усилитель, а другие 8 – в виде линейных выходов.
Все каналы встроенного усилителя равноценны, мощность заявлена по 50 Вт RMS на каждый канал (показатель подтвердился, об этом тоже чуть дальше). Без фанатизма, но вполне достаточно для СЧ или ВЧ звена, динамиков тыловой подзвучки, ну или если вы планируете использовать чувствительные фронтальные мидбасовые динамики.
Мостового подключения не предусмотрено, поэтому если нужно будет таскать, например, тяжёлые миды (ну и сабвуфер – это уж само собой), запланируйте в систему отдельные усилители.
Или, кстати, если вы по каким-то своим причинам не терпите D-класс на СЧ/ВЧ звено основной акустики – к линейным выходам опять же можно подключить то, что посчитаете нужным. Благо, их количество даёт в этом свободу.
Теперь немного начинки. Практически всё уместилось на единой плате, разве что модуль Bluetooth вынесен на отдельную субплату.
Блок питания отнесён подальше от чувствительных слаботочных частей – процессора и линейной части. Зато усилительная часть, как и полагается, скомпонована максимально близко к нему. Количество дросселей выходных фильтров сходу намекает, что каналы усиления построены как мостовые (собственно, поэтому они между собой и не мостятся).
Процессорная часть построена на ADAU1452. Цифро-аналоговое и аналого-цифровое преобразование возложено на чипы от Texas Instruments (линейка Burr Brown) – PCM1690 и PCM1840, соответственно.
В выходной линейной части использованы операционники MC33078, на входах – NJM4580.
И, кстати, вот на что обращу внимание. Описание заявляет частотный диапазон на аналоговых выходах до 40 кГц. И хоть конкретики на этот счёт не даётся, косвенно это говорит о цифровой обработке процессором сигнала с частотой дискретизации не ниже 96 кГц. Т. е. процессор, получается, соответствует спецификациям Hi-Res Audio.
Пока не перешёл к копанию в функциях, отмечу возможность подключения проводного ПДУ – он приобретается отдельно по необходимости и подходит ко всей линейке «процеусей», перечисленных в самом начале (и к отдельному процессору Goldhorn DSP10, кстати, тоже).
Функции – базовые: громкость, уровень саба, переключение сохранённых в памяти пресетов. Источники напрямую не переключает, но логика их коммутации здесь такова, что этого и не требуется – всё можно организовать именно через пресеты.
Выглядит аккуратно, выполнен в металлическом корпусе, энкодер тоже металлический, тактильные отклики на вращение и нажатие приятные. Разве что разъёмное соединение на кабеле было бы нелишним, чтобы прокладывать было удобней.
Принцип настройки – с подключенного по USB компьютера. Пульт (если он подключен) переходит в неактивное состояние. Софт очень непривычен, причём содержит много оригинальных фич, которые заметно отличают Goldhorn от остальных.
Начать хотя бы с того, что при подключении к процессору программа не только определяет модель и серийный номер, но и локацию пользователя. Для этого, понятное дело, нужен доступ в Интернет, причём с выключенным VPN. И если вы купили ваш Goldhorn «серым» способом, т. е. если он не предназначался для российского рынка, то программа покажет вам большой шиш. Эдакая суровая защита от «левака».
Теперь само ПО. Сходу выглядит необычно, но если понять логику, всё оказывается довольно просто. В случае чего, на официальном сайте есть видеопособия по основным разделам и функциям.
Маршрутизация немного непривычна, но именно она задаёт всю логику настройки процессора. Первым делом в верхней половине окна пробегаемся по выходным каналам и справа для каждого из них указываем его назначение (фронтальные или тыловые, твитеры, среднечастотники, миды, широкополосники, сабвуфер и т. п.).
Потом переходим к нижней половине окна, тут у нас источники. И отсюда двойным кликом «нанизываем» на каждый выходной канал то, что на него должно пойти. Здесь же, среди источников, есть секция Skyatom, но что это такое, буду разбираться отдельно.
Classical Mode – в этом режиме работает всё ровно так, как вы и задали на предыдущем этапе, т. е. на каждый выходной канал поступают сигналы параллельно от всех источников, которые вы на этот выход «нанизали».
Navigation Mode – это режим, в котором при появлении сигнала на аналоговом входе остальные будут приглушаться. Настраиваются уровень приглушения основного источника, порог срабатывания и времени задержки для возвращения к исходному состоянию.
Digital Priority – в этом режиме в приоритете оптика и коаксиал. Тут сигналы идут уже не параллельно со всех входов, происходит именно переключение. Появился сигнал по «цифре» – процессор на переключился на цифровой вход. Как только цифра «замолчала» (причём речь именно о полезном сигнале, сам глазок лазерного диода может продолжать гореть) – процессор переключается на источник, который был включен до этого.
Bluetooth Priority – работает похоже, но главным становится Bluetooth. Есть поток – процессор переходит на него. Правда, без задержек, так что входящие оповещения каждый раз тоже будут заставлять процессор переключаться на него – учтите этот момент. Как только пропадает поток – через пару секунд процессор возвращается к исходному источнику.
Жмём кнопку Input EQ Settings и переходим в окно настройки входов. Заодно, чтобы не запутаться, задаём назначения входных аналоговых каналов аналогично тому, как это делалось в самом начале с выходными каналами – так оно потом легче будет ориентироваться, что к какому входу подключено.
А вот теперь смотрим, что можно с каждым входным каналом сделать.
Скорректировать уровень – ну это понятно, такая возможность есть почти у всех.
Перевернуть полярность – а это уже мало у кого есть, но штука порой очень полезная.
Ввести задержку входного сигнала – не путать с задержками на выходах, здесь речь не про настройку вновь построенной системы, а для компенсации задержек в штатном ГУ. Максимум – до 10 мс, шаг – 0,02 мс.
Скорректировать АЧХ 5-полосным параметрическим эквалайзером – он тут с хитрыми возможностями, кроме как прибавить или убавить какую-то частотную полосу есть ещё shelf-фильтры (фильтры-ступеньки), а ещё – всепропускающие фильтры (они же All Pass Filters или фазовые фильтры). Последние не влияют на АЧХ, но «перегибают» фазу сигнала на указанной частоте. На слух даже не пытайтесь крутить, это для настройщиков, умеющих инструментально анализировать входной сигнал.
Здесь настраивается не только вход SPDIF (оптика и коаксиал в этой части объединены), в этом же разделе находится и Bluetooth. Каждый канал в каждом источнике самостоятелен. Сделать с ними можно всё то же самое, что и с аналоговыми входами, разве что задержки тут ни к чему.
Эквалайзер – параметрический, 31 полоса. Как и в эквалайзере входных каналов, дополнительно есть shelf-фильтры (фильтры-ступеньки) и фазовые (они же всепропускающие или All Pass) фильтры.
Кроссоверные фильтры – настройка частоты произвольная, крутизна до 48 дБ/октава, выбор типа фильтра (Баттерворт, Бессель, Линквиц).
Коррекция фазы, позволяющая точнее согласовать полосы (не путать с задержками или всепропускающими фильтрами). Не стану в рамках этого отчёта углубляться в их работу, пока просто отмечу. Полезная штука при настройке системы с инструментальным контролем (программы Smaart, OSM и им подобные).
Задержки – до 20 мс с шагом 0,02 мс (эквивалентно 6,8 метров и немногим меньше 7 мм, соответственно). В принципе, ничто не мешает настроить из того же окна, что и кроссовер и эквалайзер, но можно и в отдельном окне.
Правда, схематичный рисунок машины с динамиками слева почему-то остаётся статичным и некликабельным, так что ориентироваться придётся только на названия выходных каналов. Полагаю, это следствие универсальности программы – с другими процессорами эта часть может быть и активна.
А вот что точно можно отнести к плюсам – это возможность произвольно линковать каналы для настройки задержек, объединяя их аж в 8 групп.
Кто бы что ни говорил, а тонкомпенсация – штука полезная, и совершенно напрасно большинство производителей процессоров её игнорируют. Например, настроили вы систему под соревнования, но это будет оптимум только на одной громкости. А в жизни-то мы чаще слушаем музыку потише, и вот тут начинается – и «воздух» вроде как уходит, и бас куда-то прячется. А иногда, напротив, хочется поддать жару, и тут баса и верхов может оказаться в избытке.
Так что небольшая коррекция АЧХ, зависящая от громкости, – это не про соревнования, но это в первую очередь комфорт в повседневе.
Настраивается это дело очень просто. Задаёте, насколько процессор должен «приподнимать» НЧ и ВЧ на малой громкости (голубая кривая) и «гасить» НЧ и ВЧ на большой громкости (красная кривая). Ну и с граничными частотами можно поиграться.
К слову, такая динамическая (зависящая от громкости) коррекция настраивается раздельно для каждого из источников. Может быть полезно, если, например, штатное ГУ само имеет неотключаемую тонкомпенсацию, и её нужно немного скорректировать.
Skyatom – одна из фирменных фич, которые заметно выделяют процессоры Goldhorn из массы себе подобных. Можно даже сказать, «вишенка на торте».
Вот что говорит описание (цитирую почти дословно, с небольшими сокращениями): функция Skyatom позволяет «превратить обычное стерео в объемный, окружающий эффектами концертный зал, дополнить систему не только центральным каналом, но и динамиками эффектов (Surround Sound), расширить переднюю звуковую сцену, не нарушая целостность образов и фокусировки». О как, давайте смотреть, как это работает.
Если вернуться к началу, то на каждый выходной канал можно «нанизать» сигналы с разных входов. Skyatom – это тоже своего рода «виртуальный» источник.
Открываем его настройки. Всего у этого «виртуального источника» 6 каналов – пара фронтальных, центральный фронтальный, пара «сурраундов» и сабвуфер. Сигналы для них, в свою очередь, берутся уже от реальных источников – «нанизываем» на каналы Skyatom сигналы с нужных входов:
А дальше – начинаем экспериментировать с эффектами в каналах этого получившегося виртуального источника:
Front Field Expansion – расширение стереобазы для фронтальных каналов. Немного не похоже на слышанные ранее разного рода стереоэкспандеры, но алгоритмы обработки, полагаю, как раз и составляют ноу-хау Goldhorn.
По умолчанию указана частота «максимального эффекта» 1500 Гц, что выглядит логичным: примерно в этой области наше слуховое восприятие активней всего «строит» пространство. Но с этим можно и поиграться.
Front/Center Treble Enhancement – насколько услышал, похоже на лёгонькую обработку на ВЧ, придающую звучанию эдакую «воздушность». Довольно комфортно и ненавязчиво, зайдёт многим.
Center/Surround Enhancement – конкретики в описании тоже нет, но это, по сути, степень обработки сигнала для центрального и «сурраундных» каналов.
Bass Boost – в данном случае эта фича сильно выходит за рамки привычной эквализации. К тому же в этом разделе есть интересный пункт Bass Subharmonics, который тоже наводит на определённые мысли.
Попробовал поиграться, и вот какие возникли предположения. Судя по всему, в этой фиче используется особенность нашего слуха – если в сигнале есть гармоники основного тона, но самого основного тона нет, то наш мозг его… всё равно «слышит». Используя этот принцип, можно субъективно повысить басовитость без увеличения реальной басовой нагрузки на акустику. Не берусь утверждать на все 100%, но очень на то похоже.
Задержки. На первый взгляд, необходимость задержек именно для каналов Skyatom не слишком очевидна, но учитывая, что их не обязательно использовать отдельно, а можно суммировать с основными, это можно рассматривать как дополнительный инструмент в получении «объёмного» звучания. Максимальная задержка здесь – до 40 мс (эквивалентно «отодвиганию» на 13,6 метра).
Сохранение пресетов в процессоре. Вернее, не совсем пресетов, здесь они дословно называются режимами работы (Mode), что, пожалуй, в данном случае даже правильней. Выбранный тип цифрового входа тоже запоминается, что и позволяет задействовать оба – и оптический, и коаксиальный. Всего можно сохранить до 8 настроечных конфигураций.
Особенности сохранения настроек на компьютере. Не стал бы упоминать, но в этой простой операции есть одна особенность – на настроечный файл предлагается задать пароль. Конфиденциальность, «авторские права» настройщика и всё такое – для некоторых может быть актуально.
Усилители D-класса в последнее время уже не дают относиться к себе с пренебрежением. Посмотрите, к примеру, на спектр выходного сигнала. Он снят при работе усилителя на 4 Ом. Мощность – порядка пары Ватт, примерно таков обычно бывает средний уровень музыкального сигнала при прослушивании на небольшой громкости.
Как видите, фоновый шум – на редкость чистенький, всяких ненужных артефактов от работы D-класса, попадающих в звуковой диапазон, не наблюдается. Гармоники при таком уровне сигнала – исчезающе малы. Очень хороший результат.
Повышаю уровень сигнала – работа на те же 4 Ом, мощность 10 Вт. Смотрим распределение гармонических искажений по спектру. На НЧ и в области основных тонов большинства музыкальных инструментов 2 и 3 гармоники примерно сопоставимы. Ближе к «верхней середине» и на ВЧ вторая гармоника, можно считать, практически исчезает, и КГИ в основном формируется третьей. Потом посмотрим, как это скажется на звучании (это не решающая характеристика, но в некоторой степени тоже сказывается на характере саунда).
Дальше смотрим, как ведут себя гармонические искажения при разной мощности выходного сигнала. Характеристика снята только при работе на 4 Ом, поскольку подключение 2-омной нагрузки описание не одобряет.
Смотрите, на малом сигнале КГИ доходит вообще до нескольких тысячных долей процента – это очень низкий показатель. При повышении уровня выходного сигнала КГИ тоже чуть подрастает, но всё равно остаётся в разумных пределах.
Правая часть графика показывает, при какой мощности сигнал начинает ограничиваться. Как видите, заявка 50 Вт RMS выполняется:
Мощностные параметры <усилителя> (измерение на 1 кГц):
Встроенный усилитель. Характер звучания оказался довольно приятен. Без напускной теплоты, но и не холодный, а, скорее, с лёгкой такой «подсушенностью». В хорошем смысле, ближе к нейтральности. По разрешению усилитель чувствует себя более чем уверенно в своём ценовом диапазоне. Большой плюс – субъективно звучание воспринимается легко.
С разборчивостью и контролем в басовом диапазоне оказалось лучше, чем ожидал, глядя на показатели мощности. Да, очевидно, что грузить встроенный усилитель тяжёлыми мидами неразумно, но с акустикой, имеющей не откровенно проваленную чувствительность, бас получается вполне артикулированный.
Линейные выходы. Звучание оценивал с моим домашним усилителем, за «точку отсчёта» взял изученный вдоль и поперёк ЦАП на PCM1794 (быстрым переключением между ним и Goldhorn, подключенным по оптике). Не вдаваясь в подробности, отмечу плотную подачу басового диапазона и нижней середины. На ВЧ разрешение немного выше, чуть меньше «сухости», верха достаточно живенькие.
Очень интересно и даже неожиданно строится звуковая сцена. В глубину разделение планов вроде бы обычное, но вот ширина рисуется на удивление просторно, причём без откровенного прилипания к динамикам. Очевидно, в конечном сетапе это будет лишь малая часть конечного результата, но главный вывод – потенциал у процессора приличный. А учитывая возможность лёгкого «читерства» в виде Skyatom, с глубиной сцены тоже можно будет поиграться в немалых пределах.
Изученный Goldhorn DSPA 816 Pro разительно отличается от большинства процессорных усилителей на рынке. В первую очередь, своими процессорными фичами – начиная от принципа коммутации сигнала и до обработок, которых нет у других.
Так что он, полагаю, в первую очередь будет интересен тем, кто спокойно относится к поискам «аудиофильского грааля», но хочет получить звук… ну, назовём это «по кайфу». Или, если хотите, «для жизни». И мало того, что Goldhorn сам по себе показал себя молодцом, так ещё и технология Skyatom реально оказывается в тему – позволяет получить результат, который не заставляет разбирать музыку на звуки, а увлекает, затягивает в неё.