Эти напольные системы, выпущенные к 60–летнему юбилею KEF, ознаменовали новый технологический уровень, который был достигнут британским производителем после интенсивных многолетних исследований. LS60 Wireless — наглядный пример того, как тесно могут переплетаться современные цифровые технологии с фундаментальными положениями электроакустики, как такой симбиоз способен привести к результату, ещё недавно считавшемуся недостижимым.
Вообще говоря, проведение постоянных исследований и поиск новых решений — характерная особенность KEF, которую мы отмечаем на протяжении многих лет знакомства с этой компанией. Стратегия на инновации была принята ещё основателем компании Рэймондом Куком, не устававшим говорить, что характеристики акустических систем можно постоянно улучшать за счет применения современных материалов и технологий. Наиболее громким результатом стало создание коаксиального излучателя Uni–Q, который стал визитной карточкой KEF и постоянно совершенствуется на протяжении вот уже 12 поколений. Но есть и другие уникальные разработки, которые внедряются в современные модели KEF.
Если смотреть на LS60 Wireless анфас, они вряд ли произведут впечатление габаритами или количеством излучателей — как бы типичные дизайнерские «соломки». На самом же деле это полное собрание инженерных достижений KEF, и то, что британские специалисты сумели реализовать их в таком форм–факторе, уже достижение само по себе.
LS60 Wireless — системы трёхполосные, причём на каждую полосу работает собственный усилитель: 500 ваттный для баса и 100 Вт класса D для средних частот и 100-ваттный АВ для высоких.
Нижняя полоса озвучивается двумя уникальными драйверами Uni–Core, которые даже в компактном закрытом корпусе способны воспроизводить бас от 31 Гц (–3 дБ).
Как видно на рисунке, это сдвоенные драйверы с общей магнитной системой, но с раздельными звуковыми катушками. 135–миллиметровые алюминиевые диффузоры устанавливаются на противоположных боковых стенках и работают в пушпульном режиме, т.е. при подаче сигнала движутся в противоположных направлениях. При этом вибрации, передающиеся при их работе на корпус колонки, взаимно компенсируются. Сверхэластичные подвесы P–Flex обеспечивают большие смещения подвижной системы с минимальными искажениями. Аналогичные драйверы KEF использует в своих сабвуферах и, как мы уже могли убедиться , бас Uni–Core выдают действительно впечатляющий.
На каждую полосу работает собственный усилитель класса D: 500 ваттный для баса и по 100 Вт для средних и высоких частот.
Коаксиальный излучатель Uni–Q — новейшего поколения Meta, с использованием особого элемента из метаматериала (MAT), эффективно поглощающего заднее излучение среднечастотного диффузора. Сборка установлена на лицевой панели, ширина которой всего 13 см, поэтому ранние отражения и дифракционные эффекты сведены к минимуму. Глубина корпуса у LS60 Wireless 32 см, за счёт чего и набирается необходимый для баса внутренний объём.
Обе колонки активные, но с разным функционалом — одна ведущая, Primary (на фото справа), другая ведомая, Secondary, в которой установлены лишь три полосных усилителя мощности. Она получает уже обработанный цифровой сигнал по витой паре через порт RJ45 или по воздуху от главной колонки, в которой имеется вся продвинутая цифровая начинка. Кроме того, она может получать контент по четырём цифровым входам — HDMI, оптическому TosLink, коаксиальному SPDIF и Ethernet, а также по аналогу — линейной стереопаре RCA. Разумеется, предусмотрена и беспроводная передача по Wi–Fi и Bluetooth, причём в последнем случае используется протокол aptX.
LS60 Wireless поддерживают сетевые протоколы DLNA/UPnP, AirPlay 2, Chromecast, Roon, Spotify Connect и Tidal Connect, а также форматы файлов FLAC, WAV, AIFF, ALAC, AAC, WMA, MP3, M4A, LPCM и Ogg Vorbis. Разрешение входного сигнала PCM может достигать 24 бит/384 кГц, а DSD — 64/128/256. Стриминговый модуль предоставляет доступ к сервисам Spotify, Tidal, Amazon Music, Qobuz, Deezer, QQ Music, а также к интернет–радио и подкастам.
Сигнал на ведомую колонку по кабелю передаётся в формате 24 бит/192 кГц, по беспроводной связи — 24 бит/96 кГц.
Во встроенный DSP заложена масса алгоритмов для коррекции звучания и адаптации акустических систем к конкретным условиям.
Во встроенный DSP заложена масса алгоритмов для коррекции звучания и адаптации акустических систем к конкретным условиям. Отдельный раздел в меню отведён под парную настройку сабвуферов, для подключения которых у каждой колонки предусмотрен регулируемый линейный выход. Реализовать все возможности, имеющиеся у LS60 Wireless, позволяет фирменное приложение KEF Connect.
Для простых повседневных регулировок будет вполне достаточно штатного пульта ДУ.
Колонки имеют жёсткие инертные корпуса, препятствующие возникновению резонансов. Устойчивость узких башен обеспечивается массивной платформой в основании, которая благодаря вкручиваемым шипам также изолирует колонку от пола. Благодаря необычным пропорциям выглядят LS60 Wireless лёгкими и изящными, хотя каждая колонка весит 31,5 кг. Вариантов отделки у этой модели четыре — серый титан, матовый белый, королевский синий и буквально перед нашей публикацией дизайнеры KEF добавили зелёный, с фирменным названием British Racing Green.
Разумеется, KEF LS60 Wireless задумывались как вполне самодостаточные системы, способные прекрасно обойтись без внешних источников. Тем не менее, мы начали испытания по старинке — с подключением CD–плеера по оптике.
Отсюда и филигранно прописанная 3D-картинка, и колоссальное разрешение в голосовом диапазоне, в котором также сосредоточен основной спектр большинства инструментов.
Акустику KEF невозможно спутать с какой–нибудь другой — она строит не сцену, а настоящую голограмму, в которой не только каждый виртуальный объект, но и каждый отдельный звук имеет строго определённое место. При скромном калибре излучателя Uni–Q среднечастотный диффузор идеально согласуется с твитером по скорости отклика и получается настоящий точечный источник. Отсюда и филигранно прописанная 3D-картинка, и колоссальное разрешение в голосовом диапазоне, в котором также сосредоточен основной спектр большинства инструментов. Поэтому и музыка звучит натурально, удивляя богатством тембров и цельностью подачи.
Характер нижнего регистра будет зависеть от того, на каком расстоянии от стен установлены колонки и как вы его настроите в приложении — благо, что создатели LS60 Wireless предусмотрели самые разные способы коррекции. В нашем случае гармоничной интеграции ударного баса в общую картину удалось достичь при установке режима Wall Mode на -3 дБ (лёгкое ослабление самых низких составляющих), а уровень Bass Extension — в положение Standard. Так мы чуть ограничили бас по глубине, зато выиграли в его чёткости и артикуляции. И впечатление очень сильное — удар большого барабана получается резкий, наполненный, с оттягом. Скорострельность обусловлена закрытым оформлением и непосредственным, без пассивных фильтров, подключением басовых головок к усилителю.
Звучание чрезвычайно чистое, ясное, с массой подробностей и с минимальной аппаратной синтетикой — цифровой тракт и усилители здесь действительно на высоте.
Звучание CD-проигрывателя по аналоговым входам особо не впечатлило — присутствие в тракте АЦП всегда даёт лёгкую вуаль и потерю выразительности. Так что линейные RCA — входы второстепенные.
А вот воспроизведение по витой паре — настоящий конёк LS60 Wireless, в таком варианте они легко переигрывают любой, даже очень хорошо записанный компакт-диск. Звучание чрезвычайно чистое, ясное, с массой подробностей и с минимальной аппаратной синтетикой — цифровой тракт и усилители здесь действительно на высоте. Никаких артефактов в верхней полосе, даже лёгкий удар по тарелкам даёт полное ощущение реального металла. Электронная музыка звучит плотно, энергично, с уверенным нижним басом, который не выбивается из общей палитры. Говорить о жанровых предпочтениях не приходится, колонки играют от камерного джаза до рейва с оглушающим клубным саундом. Музыкальная картина получается яркая и эффектная, с точной ритмической структурой даже при очень быстром темпе.
Ширину сцены можно регулировать разворотом колонок и, что большая редкость для напольных систем, их можно слушать в ближнем поле, поскольку это, повторюсь, точечный СЧ/ВЧ-излучатель с грамотно согласованным активным сабвуфером.
Беспроводное воспроизведение тоже оказалось на высоте: качественные возможности кодека Bluetooth aptX реализованы полностью, отсюда и отличное разрешение, и микродинамика. Вдобавок, Uni-Q не теряют остроты фокусировки при построении сцены, и в целом картина получается не хуже, чем при проигрывании компакт-дисков.
И для современного поколения слушателей, не желающих связываться с физическими носителями, KEF LS60 Wireless могут стать беспроигрышным вариантом.
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
Конфигурация: 5 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: закрытый корпус || Диапазон воспроизводимых частот: 31 — 24 000 Гц (±3 дБ) || Входы (только на системе Primary): HDMI, оптический TosLink, коаксиальный SPDIF, линейный аналоговый 3,5 мм, USB Type–A (сервисный), порт RJ45 Ethernet || Выходы: сабвуфер, RJ45 для АС Secondary || Поддержка беспроводных протоколов: Bluetooth 4.2 aptX, Wi–Fi IEEE 802.11a/b/g/n, 2,4/5 ГГц || Сетевые протоколы: DLNA/UPnP, AirPlay 2, Chromecast, Roon, Spotify Connect, Tidal Connect и др. || Разрешение принимаемого сигнала: PCM до 24 бит/384 кГц, DSD 256 || Разрешение передаваемого сигнала: 24 бит/96 кГц по воздуху, 24 бит/192 кГц по кабелю || Мощность встроенных усилителей: 500 Вт (НЧ) + 100 Вт (CЧ) + 100 Вт (ВЧ) || Цвета отделки: серый титан, белый минерал, королевский синий || Габариты: 1090×212×394 мм || Масса 1 шт.: 31,2 кг || Цена: 579 990 руб.