основано в 1991 году

Pro Audio Technology рассказывает о научных основах использования мультисабвуферных систем.
29.06.2018

Пол Хейлс, основатель Pro Audio Technology, объясняет преимущества использования нескольких сабвуферов в аудиосистеме.
 


Пол Хейлс, основатель Pro Audio Technology, рекомендует размещать большие сабвуферы во фронтальной части системы домашнего кинотеатра и усиливать их звучание с помощью сабвуферов меньшего размера, установленных в симметричных точках, чтобы добиться ровных и мощных басов.
 
Роберт Арчер • 30 мая, 2018 / Статья опубликована на портале Ce Pro

Были времена, когда система окружающего звучания подразумевала использование всего одного сабвуфера. Однако сегодняшние многоканальные аудиосистемы – это совершенно другое дело. В современных AV-системах всё чаще используются несколько сабвуферов, и для этого есть веские причины.
В основе мультисабвуферных инсталляций лежат исследования признанных аудиоэкспертов, которые сходятся во мнении, что использование нескольких сабвуферов – это вполне реальный способ сбалансировать низкие частоты в помещении. 


Эти теоретические исследования подкреплены на практике - улучшенное (в плане отдачи и эффекта погружения) звучание, которое демонстрирует мультисабвуферная система при работе с 3D-аудиоконтентом. 

Анализируя теоретические основы и пользу применения нескольких сабвуферов, Пол Хейлс, инженер-конструктор и основатель Pro Audio Technology, объясняет, почему интеграторам следует задуматься об использовании мультисабвуферных систем в AV-проектах.

Мультисабвуферная система улучшает передачу баса 

По словам Хейлса, основное преимущество использования нескольких сабвуферов заключается в том, что они могут помочь интеграторам нивелировать некоторые стоячие волны (моды) и таким образом добиться более ровного звучания баса. Располагая сабвуферы симметрично друг напротив друга по одной или нескольким осям помещения – по длине, ширине и высоте, – интеграторы могут минимизировать влияние определенных стоячих волн и добиться ровного воспроизведения НЧ-диапазона в помещении.
 
Рассказывая о практике использования нескольких сабвуферов, Хейлс отмечает, что при таком подходе к оформлению помещения сабвуферы необходимо размещать симметрично относительно центральной оси комнаты, и все они должны работать с положительной абсолютной полярностью. В этом случае сабвуферы окажутся в «лепестках» стоячих волн противоположной полярности, сводя к минимуму передачу энергии этим стоячим волнам.

Хейлс подчеркивает, что описанное расположение позволяет эффективно гасить определенные моды, и что как раз по этой причине Pro Audio Technology рекомендует дилерам использовать именно такой подход к инсталляции.

«В оптимальном варианте Pro Audio Technology старается устанавливать четыре сабвуфера, причем два более крупных и мощных – вдоль фронтальной стены, на которой демонстрируется изображение. Наибольшая мощь должна исходить оттуда, где, как подсказывают глаза и мозг слушателя, зарождается звук. И еще минимум два сабвуфера нужно разместить в других зонах помещения», – поясняет Хейлс. 

«Можно говорить о дополнительной хитрости, позволяющей подбирать оптимальное место установки симметричных сабвуферов, чтобы добиться дальнейшего ослабления стоячих волн и получить дополнительную энергию в тыловой части помещения».
 

Типичная инсталляция с двумя сабвуферами, которую, по словам Хейлса, интеграторы могут предлагать клиентам (если позволяют размеры и архитектура помещения), это встройка в стены. Первый сабвуфер размещается фронтально на расстоянии 25% ширины помещения от правой стены и 25% высоты помещения от пола. Второй сабвуфер устанавливается на тыловой стене симметрично-противоположно первому по осям длины и высоты. При таком «25-процентном симметричном расположении» сабвуферы оказываются в нулевых точках аксиальных (по длине и высоте) мод второго порядка, что позволяет минимизировать передачу энергии этим модам, а симметричное расположение относительно осевых линий приводит другие стоячие волны в противофазу, как было описано выше. 

Если есть возможность использовать четыре сабвуфера, «25-процентное симметричное расположение» можно продублировать на боковых стенах, чтобы ослабить моды по ширине. 
Хейлс признает, что размещение сабвуфера на расстоянии четверти высоты от потолка не всегда возможно или целесообразно. В этих случаях сабвуферы можно разместить на стыках стены и пола, на 25-процентном удалении от соседних стен. При таком позиционировании не получится нивелировать моды по высоте, но можно контролировать моды по длине и ширине.
 

Объектно-ориентированные системы окружающего звучания выигрывают от использования нескольких сабвуферов

В то время как умами видеофилов завладели 4К, частота обновления и динамический диапазон (HDR), звуковая сторона рынка домашних развлечений сосредоточилась на усовершенствовании иммерсивного звука.
Dolby Labs активно продвигает новые форматы звука с эффектом погружения, которые иногда называют объектно-ориентированным окружающим звучанием, поскольку процесс микширования представляет собой размещение «объектов» в заданных точках трехмерного пространства звуковой сцены.
Хейлс отмечает, что такие популярные форматы как Dolby Atmos и DTS:X только выигрывают от использования нескольких сабвуферов.
«Мультисабвуферная конфигурация дополняет объектную систему, ведь она позволяет добиться более «распределенного» управления басами. Для объектной системы окружающего звучания необходимо большее количество акустических систем в помещении, а это, в свою очередь, требует их меньших размеров. Устанавливать много крупных колонок часто оказывается и физически, и финансово невыгодно», – утверждает Хейлс.

«Поскольку акустика окружающего звучания имеет меньшие размеры, большое количество сабвуферов (четыре или больше) позволяет равномерно распределять бас в комнате прослушивания и более локализованно управлять басами небольших акустических систем объемного звучания. Когда сабвуферы расположены физически ближе к акустике окружающего звучания, они лучше поддерживают ее, звук становится более ровным и насыщенным».

По словам Хейлса, независимо от характеристик помещения, которые сейчас более разнообразны, чем когда-либо раньше, использование нескольких сабвуферов улучшает любое пространство прослушивания.

Подчёркивая пользу нескольких сабвуферов, он замечает, что квадратная форма помещений, используемых для повседневной домашней деятельности, хотя и далека от идеала, может стать не менее функциональной, чем специализированные прямоугольные помещения для кинотеатра.

«Квадратная форма помещения не влияет на оптимальное количество [сабвуферов], но она ужасна из-за стоячих волн», – признает он.

«Квадратные комнаты неидеальны из-за образования стоячих волн. Если размеры помещения одинаковы или почти одинаковы по всем трем измерениям, стоячие волны будут возникать на одних и тех же частотах и накладываться друг на друга. [В идеале] нужно избегать целочисленных размерных соотношений. Комнаты с разными размерами (по длине, ширине и высоте) помогут распределить частоты стоячих волн и исключить возможность их наложения».

Важный вывод: вне зависимости от формы, назначения или особенностей помещения правильно выстроенная мультисабвуферная система помогает избавиться от традиционных акустических проблем и повысить качество прослушивания. 

Мультисабвуферные системы: Всё дело в иллюзии

Говоря о преимуществах мультисабвуферных систем более понятным для широкой публики языком, Хейлс подчеркивает, что системы с несколькими сабвуферами попросту делают звучание более реалистичным.
 

«Лично для меня главное преимущество мультисабвуферных конфигураций в системах 3D Audio – это ощущение «полного диапазона» звучания в звуковом поле с эффектом присутствия», – добавляет он.

«Создается более правдоподобная иллюзия. В нашем центре PRO Experience Center мы используем 23-канальную систему с четырьмя сабвуферами, чтобы создать хорошо сбалансированную целостную «полусферу» звука над слушателем и вокруг него. Благодаря этому просмотр фильмов и концертов с качественно сведенными иммерсивными саундтреками становится потрясающе убедительным. Вы больше не замечаете, что видите плоское изображение, а вокруг работают колонки. Вам кажется, что вы находитесь на сцене. Кроме того, использование нескольких сабвуферов, как было сказано выше, помогает контролировать стоячие волны, а значит, получить более ровную АЧХ на низких частотах».

 
Вернуться на предыдущую страницу
Похожие новости