Многоканальный процессор Acurus Muse.Тестирование и обзор от онлайн издания SALON AV.Выбор Эксперта. |
Перед нами аппарат, вызывающий больше вопросов, чем ответов. По функционалу номинально это AV-процессор, но производитель почему-то называет его «иммерсивным предом». Он годится для построения развитой многоканальной системы, но создатели видят главную цель в озвучивании «медиа-комнат», а не домашних кинотеатров. Короче, есть повод послушать и испытать его в реальном деле.
Аудиобренд Acurus, принадлежащий американской Indy Audio Labs (владеет также правами на еще одну известную аудиофилам марку Aragon), довольно громко напомнил о себе около десяти лет назад выпуском целого семейства усилителей для продвинутых домашних и небольших коммерческих кинотеатров.
Затем состоялся дебют 20-канального AV-процессора Acurus ACT 4, претендента на топ-уровень в своем классе — он обеспечивал полную объектную раскладку 9.1.6 по нативным алгоритмам Dolby Atmos и DTS:X, а также позволял расширить конфигурацию до 9.5.6 или 9.7.4. Впрочем, почти во всех рецензиях этот недешевый компонент экспертами обычно выделялся не за функционал и изощренность настроек (и это как раз то, что производитель доводил до ума несколько лет), а за более высокое качество звучания.
Инженеры, в принципе, могли отказаться от недешевой аппаратной части MDS, но они поступили иначе – оставили в Muse один 16-канальный APM-89L, урезав тем самым число возможных сарраунд-конфигураций.
Оно достигалось не только известными приемами (высококлассные конверторы, качественная элементная база, оптимизированный звуковой тракт, изолированное питание и т.д.), но и за счет применения продвинутых DSP-модулей Momentum Data Systems, сделанных, в свою очередь, на специализированных чипах TI и высокопроизводительной архитектуре ARM — в ранних версиях процессора использовались два двойных модуля APM-89L, в более поздних — один многоядерный APM-100.
Muse — разработка более новая, но тоже с амбициозным замыслом: в Acurus решили построить такой же премиальный AV-процессор под современные спецификации HDMI (2.0b и 2.1) и с таким же бесподобным качеством звучания, какое было достигнуто в АСТ 4, только в менее дорогом и более компактном воплощении.
Ради нее инженеры, в принципе, могли отказаться от недешевой аппаратной части MDS, но они поступили иначе — оставили в Muse один 16-канальный APM-89L, урезав тем самым число возможных сарраунд-конфигураций. Причем и их вы не получите все сразу, а только с опциональным кабелем Tetra с разъемом DB9 (как в интерфейсе RS232) на одном конце, и четырьмя XLR на другом. Причина такого странного решения банальна — задняя панель прт стандартной высоте 2U физически не вмещает 16 балансных выходов. Впрочем, и базовых 12 каналов для многих заказчиков хватит за глаза — можно строить полноценное 3D-аудио с семью громкоговорителями в основной плоскости и c четырьмя на потолке.
Альтернатива всем этим хлопотам – фирменная система настройки громкоговорителей ASPEQT (Acurus Speaker Parameter EQ Tool).
Вторая важная особенность: Acurus не использует системы рум-коррекции от сторонних разработчиков (хотя модули MDS позволяют, например, штатно включать тот же Dirac Live). Мол, если вам нужен такой функционал, то подключайте… дополнительные процессоры других производителей (с управлением от Muse через популярные системы домашней автоматизации). И такой подход тоже не очень устраивал инсталляторов, так как выходило, что если проект домашнего театра потребует изощренных рум-корректоров, то придется городить дорогостоящий сетап, а затем еще и решать проблему двойных настроек.
Альтернатива всем этим хлопотам — фирменная система настройки громкоговорителей ASPEQT (Acurus Speaker Parameter EQ Tool). Это кит, состоящий из специального измерительного блока, четырех откалиброванных микрофонов и стоек. Его не обязательно покупать — по идее, клиент при необходимости просто берет его в аренду у продавца или вообще заказывает разовую услугу калибровки с помощью этой системы. По заверениям фирмы, она не требует от пользователя специальных знаний и выполняет настройку Muse под специфику акустики с еще большей точностью, чем другие. И у меня есть предположение, что ASPEQT для своего «иммерсивного эквалайзера» использует и некие кастомные алгоритмы обработки сигналов (модули MDS допускают такое творчество), иначе во всей этой затее вообще не было бы смысла.
За воспроизведение всех низкочастотных эффектов я бы смело поставил пять из пяти – инфразвуковой трепет атмосферы в сценах, где ревут автомобильные моторы, подается чисто и фактурно.
Как это проверить? Мы взяли относительно легкое для развертывания, но не слишком простое в плане акустической интеграции многоканальное решение от Theory Audio Design: широченный саундбар с компрессионными пищалками и мощными мидбасами на три канала (L, C, R), аналогичные по исполнению настенные тылы, два огромных пассивных саба (каждый подключается к усилителям «мостом» — они требуют четырех оконечников, хотя номинально это один канал LFE) и специализированный 9-канальный усилитель того же бренда, который имеет свой бас-менеджер и развитый эквалайзер для рум-коррекции.
На таком оборудовании мы последовательно проведем три прослушивания. В первой сессии роль Muse будет минимальной — процессору предстоит лишь декодировать многоканальное звуковое сопровождение с HD-источника, а все остальное сделает профессионально настроенный контроллер усилителя Theory Audio Design. Во второй пробе все коррекции будет сброшены до базовых (мы зададим лишь требуемые уровни, частоты среза и задержки) — по сути будет получен Direct-режим, который позволит понять, насколько глубокие исправления выполнял процессор в первом случае. Ну а в третьем включении за все уже будет отвечать только Muse, который подстроится под акустику при помощи ASPEQT.
Скажу сразу, что это хотя и автоматизированная, но не очень быстрая процедура. ASPEQT требует для начала особой схемы расстановки микрофонов и в процессе неоднократно повторяет запись тестовых сигналов с каждой акустической системы — вероятно, для уточнения измерений и отсечки ошибочных результатов. В итоге даже относительно простая шестиканальная конфигурация настраивается методично и поэтапно более десяти минут. На полную конфигурацию с высотными каналами, надо полагать, уйдет и полчаса.
В первом прослушивании выяснилось, что внешне довольно безобидная акустика от Theory на самом деле способна выдавать колоссальное звуковое давление — не хуже, чем в самых крутых коммерческих кинотеатрах! За воспроизведение всех низкочастотных эффектов я бы смело поставил пять из пяти — инфразвуковой трепет атмосферы в сценах, где ревут автомобильные моторы, подается чисто и фактурно, «быстрые» мидбасовые составляющие динамичны и подробны. В высоком спектре улавливаются малозаметные «жестяные» оттенки, но в целом все классно: звон металла, свистящие фонемы в голосах, резь битого стекла, воздушные и шумовые шлейфы — ничего не замыливается. Понравилось и то, как гладко система показывает средний регистр — любая музыка, как и в наложении на видеоряд, так и в самостоятельном исполнении воспроизводится довольно ровно, без подкраски и каких-либо иных искажений. Единственная претензия — зауженная звуковая база, вдобавок еще и немного отстоящая от большого экрана.
Теперь включаем «в нулях». В AV-ресиверах и на хорошей акустике это обычно работает: линейный «автокалиброванный» режим часто привносит некоторую процессорную ситентичность и зажатость в звучание, поэтому на его фоне режим Direct, бывает, звучит более детально и раскованно. Но наш сетап как раз прямой настройки не приемлет — появляется подкраска на ВЧ, бас ослаблен, динамика в середине ненатуральна, подчеркиваются все грохочущие и стреляющие звуки. И кроме этих тональных искажений мы получили и весьма условный мэппинг звукового поля.
Но после настройки ASPEQT саунд сразу вышел таким, что челюсть от удивления упала у всех буквально в первые же мгновения. На экране еще ничего не произошло, а ты уже полностью втянут в звуковую атмосферу события — очень внятная «слышимость» каких-то совсем незримых ранее деталей интригует, нагнетает, а иногда и пугает. И бас теперь не просто бас, а буквально сгусток энергии. На самых бомбичных эффектах от него начинают реально трепыхаться штанины. При этом на эпизодах с вполне «жизненными» источниками рокота и ударов он как раз подкупает натуральностью и взвешенностью.
В итоге процессор привнес в воспроизведение выразительную естественность и аутентичность, обеспечив этим очень быстрое и комфортное погружение в новую звуковую реальность.
И так — везде. В предыдущих прослушиваниях я не придавал значения легкой «фанерности» в голосах, списывая это на специфику киношной озвучки, но теперь герои заговорили как живые люди. Ушли куда-то и «жестяные» оттенки, которые поначалу я списывал на усиление класса D. В итоге процессор привнес в воспроизведение выразительную естественность и аутентичность, обеспечив этим очень быстрое и комфортное погружение в новую звуковую реальность. Вот посмотрите на колонки — разве можно было от них ожидать такое сочетание качеств?
Придраться можно было лишь к построению фронтальной панорамы: как и в первом случае, она получилось не слишком широкой и чуть заниженной относительно экрана — в арсенале Muse нет средств для релокации виртуального местоположения АС в комнате. Зато можно через дисплейный интерфейс оперативно скорректировать некоторые базовые настройки и установки параметрика, а также штатный для декодеров Atmos и DTS:X процесс синтеза высотных каналов из обычных многоканальных программ.
С другой стороны, если вся акустика стоит на оптимальных местах, а в помещении сделали хотя бы минимальная акустическую обработку (что подразумевается и в домашнем кинотеатре, и в «медиа-руме»), то процессорное исправление геометрии и не требуется — достаточно точных задержек, аккуратной коррекции АЧХ, резонансов и отражений. А это как раз то, что Acurus сделает эффективно и очень деликатно — корректируя звучание, он не оставляет в нем следов цифровой обработки, которые часто заметны даже у дорогих, но, скажем так, менее иммерсивных AV-процессоров.
Судя по функционалу, Muse не предназначался для развитых профессиональных инсталляций домашних театров, но именно его я рассматривал бы в первую очередь как основу для медиакомнаты с качественным 3D-звуком.
КОМПОНЕНТЫ
Acurus Muse
Производитель: Indy Audio Labs, LLC (США)
www.indyaudiolabs.com
www.acurusav.com