Автор: Николай ЕФРЕМОВ. Ссылка на оригинал статьи на сайте Salon AV
Инсталляционная техника — вещь специфическая, но не менее интересная, чем привычный Hi-Fi. Тем более, что иногда разница между ними определяется не качеством звучания, а наличием особого функционала. Который, кстати, может пригодиться и в обычной домашней системе.
У нас на испытании три усилителя Premiera — двух-, трёх- и шестиканальный с разной выходной мощностью. Впечатления, прямо скажем, неожиданные.
Считается, что усилители для домашнего кино, мультирума и озвучивания больших пространств не подходят для домашних хай-файных систем из-за грубого и недостаточно детального звучания. И правда, подобная техника в прошлом создавалась, в основном, либо для фонового озвучивания помещений, либо для воспроизведения громоподобных киноэффектов. Но сейчас это уже не так — растущий интерес к музыкальному видео заставляет производителей кинотеатрального оборудования уделять больше внимания качеству его звучания. Что привело к появлению универсальной техники, сочетающей инсталляционную атрибутику с хай-файными характеристиками.
Три усилителя, которые мы рассмотрим ниже, не предназначены для озвучивания общественных мест, наши испытуемые — модели сугубо кинотеатральные, но в русле современных тенденций мы будем испытывать их на музыкальном материале. Первые две модели — с CD-проигрывателем IOTAVX NP3 в качестве источника и стендовыми мониторами Premiera PR110FB, а третью, шестиканальную — в составе солидного кинотеатра с полным набором акустики 5.1.
Техника двойного назначения
Двухканальный Premiera CH2 21300B выглядит внушительно — строгий дизайн, глубокий корпус с литой лицевой панелью сложного профиля, рукоятки и проушины для рэковой стойки. Но главное, выходная мощность этого усилителя на 8-омной нагрузке может достигать фантастических 2 х 1300 Вт.
На лицевой панели — клавиша сетевого выключателя, два регулятора уровня (отдельно для каждого канала) и набор светодиодных индикаторов, сигнализирующих об активности каналов, наличии входного сигнала, клиппинге и срабатывании защиты.
Входы здесь только балансные, причём сигнал с XLR Input через буферный каскад выдаётся на XLR Output для подачи на дополнительные устройства. Переключателями на задней панели можно задать чувствительность (0,775, 1 или 1,4 В), а также режим работы усилителя — стерео, моно с параллельным включением каналов или мостовой. Винтовые акустические клеммы продублированы разъёмами Speakon. Масса усилителя 26 кг.
Сетевой тор поражает размерами, в нём киловатта четыре, не меньше. Напряжение на вторичных обмотках — 2 х 118 В, что после выпрямления даёт напряжение питания порядка ±155 В. В сглаживающем фильтре установлено шесть конденсаторов по 3300 мкФ х 200 В. Выходные каскады построены на комплементарных парах Toshiba 2SA1943/2SC5200, причём в каждом плече по пять таких 150-ваттных транзисторов, т.е. каждый канал может рассеивать до 1,5 кВт. И мощные, и драйверные транзисторы установлены на полом алюминиевом профиле, сквозь который небольшим кулером продувается воздух.
При срабатывании защиты силовое реле отключает усилитель от сети 220 В.
Звучание CH2 21300B реально удивило — несмотря на то, что он был непрогретым, только что из коробки — ни малейших проблем ни с детальностью, ни с прозрачностью звучания не наблюдалось. Честно говоря, мы впервые встречаем инсталляционный усилитель столь гигантской мощности с таким звуковым разрешением и, даже можно сказать, с лёгкостью и открытостью подачи. Проблемы первого ватта у этого монстра не существует, было даже предположение, что до 8 — 10 Вт он работает в классе А. Вполне возможно.
На динамику мы усилитель не испытывали, на полной мощности он бы просто распылил нашу акустику на атомы. Да и не было такой цели, важно было понять, насколько аппарат музыкален на комфортной для домашних условий громкости. Результат превзошёл все ожидания.
Выходная мощность: 2 x 1300 Вт (8 Ом) || Отношение сигнал/шум: -110 дБ || КНИ: 0,05% (ном. мощность, 8 Ом, 1 кГц) || Диапазон усиливаемых частот: 20 Гц — 20 кГц (±0,5дБ) || Регулировка уровня сигнала: раздельная по каналам || Мостовой режим: да || Входы: XLR || Размеры: 483 х 460 х 89 мм || Масса: 26 кг || Цена: 169 990 руб.
Premiera CH3 23115B – настоящий кинотеатральный усилитель, способный озвучить весь передний план. Для основных каналов имеется пара оконечников А и В мощностью по 300 Вт (8 Ом), а для центрального — третий, 150-ваттный. При необходимости канал С можно задействовать для раскачки пассивного сабвуфера, включив фильтр НЧ с частотой среза 80 Гц.
На лицевой панели уже три регулятора уровня и три столбика светодиодов с индикацией активности, наличии входного сигнала и срабатывания защиты.
Входы здесь тоже балансные с выводом сигнала через буфер на линейные выходы. Оптимальная чувствительность выбирается из значений 0,775, 1 и 1,4 В. Каналы А и В могут работать в режимах стерео, моно и мостовом, в последнем случае выходная мощность на восьмиомной нагрузке достигает 900 Вт. Винтовые клеммы в каналах А и В продублированы разъёмами Speakon, в канале С — только «Спиконы».
Силовой трансформатор здесь мощностью около двух кВт, в сглаживающем фильтре шесть конденсаторов по 47000 мкФ на 100 В. Выходные транзисторы уже другие, но близкие по параметрам — NJW0302G/NJW0281G, и количество их разное: в каналах А и В по три в плече, в канале С — по два. Судя по маркировке и аккуратности корпусов, это оригиналы от On-Semi, что вполне объяснимо: ставить китайские клоны при таких напряжениях питания себе дороже.
Оба теплоотвода дополнительно охлаждаются вентиляторами.
Характер звучания у трёхканального усилителя примерно такой же, как описанного выше CH2 21300B, но чуть посуше в среднечастотной области. Удар CH3 держит хорошо, для нашей акустики мощности главных каналов более чем достаточно. Потери разборчивости не ощущается ни на малой, ни на большой громкости. Звучание достаточно живое, без механистичности, присущей многим кинотеатральным оконечникам. Бас внушительный, с уверенным контролем в самой нижней области.
Premiera CH3 23115B — усилитель универсальный, подойдёт и для кино, и для музыки, особенно в системе с конфигурацией 2.1.
Выходная мощность: 2 x 300 Вт + 150 Вт (8 Ом), в мостовом режиме 900 + 150 Вт || Отношение сигнал/шум: -105 дБ || КНИ: 0,05% (ном. мощность, 8 Ом, 1 кГц) || Диапазон усиливаемых частот: 20 Гц — 20 кГц (±0,5дБ) || Регулировка уровня сигнала: раздельная по трём каналам || Мостовой режим: да || Входы: XLR || Размеры: 483 х 460 х 89 мм || Масса: 16 кг || Цена: 89 990 руб.
Premiera CH5 5300 — солидный по габаритам и массе кинотеатральный оконечник с простейшей архитектурой. Несмотря на цифру 5 в названии, модель эта 6-канальная — 5 х 300 Вт + 600 Вт, причём все значения указаны для 8-омной нагрузки. Таким образом, с помощью этого 22-килограммового гиганта в солидном домашнем кинозале можно построить полноценную систему 5.1 с пассивным сабвуфером. Понадобится лишь источник и многоканальный процессор — регуляторов уровня в CH5 5300 не предусмотрено.
Именно так он нами и испытывался — в большой кинотеатральной системе с подвинутым AV-ресивером и полным набором акустических систем. Этот комплект будет подробно описан в нашем следующем обзоре, поэтому здесь совсем коротко.
Первые 15 — 20 минут система звучанием напоминает типичный коммерческий кинотеатр с качественной настройкой, но после разогрева усилитель начинает показывать более мягкий, зрелый и энергичный звук. Он уверенно контролирует огромные пассивные сабвуферы, чуть укорачивает послезвучия во фронтальных каналах, зато не окрашивает самый важный, среднечастотный диапазон. При том, что процессор был настроен под кино и использовалась акустика с рупорным оформлением ВЧ-полосы.
На музыке, после переключения процессора в режим Pure, результат оказался лучше ожидаемого — усилитель звучал без грубости, достаточно аккуратно и щедро в передаче тембров, с чёткой сценой и хорошо ощутимой атмосферой.
Выходная мощность: 5 x 300 Вт + 600 Вт (8 Ом) Вт || Отношение сигнал/шум: -105 дБ || КНИ: 0,01% (ном. мощность, 8 Ом, 1 кГц) || Диапазон усиливаемых частот: 20 Гц — 20 кГц (±0,1 дБ) || Регулировка уровня сигнала: отсутствует || Мостовой режим: нет || Входы: XLR || Размеры: 483 х 430 х 176 мм || Масса: 22 кг || Цена: 159 990 руб.
Первые два усилителя мы испытывали с акустическими системами Premiera PR110FB. Эти двухполосные системы тоже относятся к классу Professional и, соответственно, имеют присущие ему атрибуты. Малая глубина корпуса (19,2 см) и петли на задней стенке подразумевают настенное крепление. Поэтому же и панель с винтовыми клеммами утоплена внутрь. Нижняя и средняя полосы озвучиваются 10-дюймовым драйвером с диффузором из пропитанной целлюлозы, щелевой порт фазоинвертора выведен на передний щит.
Твитер калибром 1,75 дюйма, по всей видимости, компрессионный, помещён в рупор.
Общая чувствительность систем чрезвычайно высокая — 97 дБ, поэтому они легко споются с усилителем практически любой мощности.
Цвет отделки — чёрный, это обязательное правило для кинотеатральной акустики, которая должна быть невидимой в темноте.
Мы слушали PR110FB на стойках и вот что заметили: чем ближе мониторы установлены к стене, тем меньше в звучании низких частот и тем больше ясности в средней и верхней полосах. Так что при подвешивании колонок на стену имеет смысл добавить сабвуфер, получится компактная система 2.1. с настоящим хай-файным звучанием.
На стойках при расстоянии от стены около метра тональный баланс в нижней части заметно выровнялся. Звучание динамичное, с точно переданными контрастами и натуральными тембрами. Типичной рупорной окраски не замечалось, верхняя полоса получалась богатой и насыщенной.
В домашнем кинотеатре Premiera PR110FB могут озвучивать как тыловые, так и фронтальные каналы, но в последнем случае наличие сабвуфера будет обязательным.
Конфигурация: 2 полосы, 2 излучателя || Акустическое оформление: НЧ — фазоинвертор, ВЧ — рупор || Диапазон усиливаемых частот: 55 Гц — 19 кГц || Номинальное сопротивление: 8 Ом || Чувствительность: 97 дБ || Рекомендуемая мощность усилителя: до 300 Вт || Максимальное звуковое давление: 125 дБ || Габариты Ш х В х Г: 350 x 527 x 192 || Масса: 15 кг || Цвет: черный || Цена за пару: 149 990 руб.
Вернуться на предыдущую страницу