Попал тут ко мне в руки крайне интересный сабик от итальянцев ESB Audio. Принадлежит к начальной серии 1000 Mille, но имеет целый ворох востребованных качеств – он плоский, производитель заявляет работу в 22 литрах (умеренно, на деле может и в меньшем объёме), и при этом стоит вменяемых денег. Попробовал, действительно имеет свои сильные стороны и заслуживает внимания, так что держите детальный отчёт. Как всегда, с измерениями, циферками и графиками.
Итак, на изучении плоский 10-дюймовый ESB 1.10SD. Конкретно в данном случае – с импедансом 2+2 Ом (ESB 1.10SD2), но вообще есть и 4+4 Ом (ESB 1.10SD4). Оба на момент теста стоят 14990 рублей.
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Главное, за что выбирают такие сабы – установочная глубина. Здесь она – всего 7,8 см (если считать от монтажной плоскости).
Правда, в магнитной системе имеется осевой канал, так что добавьте к этому ещё сантиметра полтора-два – это и будет глубина, необходимая динамику. В любом случае – немного.
Если вам показалось, что вы где-то видели эту плоскую корзину, то вам не показалось. Когда нужно уместиться в умеренный бюджет, логично выбрать из готовых вариантов, чем «изобретать велосипед». Главное – как построен мотор и подобраны остальные элементы, именно это всё решает.
Единственное, к чему можно придраться в корзине – это окна по периметру, на её цилиндрической части. При установке в корпус они с большой вероятностью окажутся перекрытыми. Не думаю, что это большая проблема, площади окошек на плоской части тоже вполне достаточно, ведь это не длинноходный «насос».
Кстати, ещё при разминке динамика обратил внимание на практически полное отсутствие аэродинамических шумов – корзина и мотор в смысле вентиляции оказались всё же довольно удачными.
Диффузор – пластиковый (в описании указан полистирол), со слегка вогнутой центральной частью и ребром ближе к периметру.
Учитывая, что толкающее усилие приходится не совсем в центр этого «поршня», а распределено примерно по средней части радиуса, такая конструкция обещает быть довольно жёсткой.
Звуковая катушка – 2 дюйма. Разумный компромисс: меньше – было бы несерьёзно (хотя некоторые пытаются делать и такие сабы), а больший диаметр привёл бы к значительному увеличению мотора.
ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И АНАЛИЗ РАБОТЫ
Как всегда, предварительная разминка саба – и поехали делать измерения параметров. На импедансной кривой обнаружился лёгкий локальный резонанс где-то ближе к 300 Гц. Особого влияния, впрочем, он не окажет, поскольку находится за пределами рабочего диапазона.
Параметры чуть отошли от заявленных в описании, но если целью является работа в компактном корпусе (что логично для плоского саба), то получилось даже лучше. Подвижка – чуть тяжелее (Mms), но подвесы – жёстче (Vas). В результате такого размена добротность (Qts) и резонансная частота (Fs) остались в заявленных пределах.
Заявленные/фактические параметры ESB 1.10SD2:
* - при параллельном включении катушек
** - при последовательном включении катушек
Перед тем, как переходить к расчётам корпуса, небольшой анализ работы динамика. Первым делом, снимаю характеристики излучения в ближнем поле (около 2 см от диффузора). Помните небольшой «торчок» на импедансной кривой в районе 300 Гц? Как видите, этот лёгкий резонанс (где-то в подвижке или подвесах) слегка «съел» отдачу в этой области. Впрочем, вы же и не собирались дотягиваться сабом до этих частот, верно? Главное, что в нужном нам диапазоне всё хорошо, и выше по частоте сам диффузор тоже не звенит.
По собственным искажениям динамика – обычная и вполне нормальная картинка для 10-дюймовых сабов. Искажения начинают расти ниже 45-50 Гц, при этом отметку 3% переваливают только ниже 35 Гц, что можно считать приличным результатом. Особенно с учётом плоской конструкции.
РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ
Описание предлагает лишь один вариант оформления – ЗЯ объёмом 22 литра (для тех, кто в школе прогуливал геометрию, в описании даже размеры корпуса приведены).
Чтобы понять, что имел ввиду производитель, пробую смоделировать с учётом заявленных параметров из описания. Как всегда, для учёта салона использую «универсальную» характеристику Тома Ньюзена:
В принципе, неплохо – саб обещает басить с лёгким акустическим усилением, причём в самой «мясной» области 40-60 Гц. Повышенной добротности пугаться не стоит – не такая она и высокая, и на деле обычно даёт лёгкий «жирок», ещё не приводя к гулкости.
Теперь пробую моделировать с измеренными параметрами. А вот ничего особо менять и не пришлось: в тех же 22 литрах получается даже поинтересней (значение Qtc чуть ближе к привычному «граалю» в 0,7), при этом и акустическое усиление никуда не делось. Больше того, корпус можно даже поджать без ущерба для баса или слегка увеличить, если позволяет место. В общем, есть некоторая свобода.
Кстати, можно попробовать и Free Air, но делать это нужно очень осторожно и только с подрезкой снизу по частоте сабсоником, чтобы не размочалить динамик превышением хода. В принципе, сабсоник всегда актуален для такого оформления, просто про него часто забывают.
ПРОБА В ДЕЛЕ
Как всегда, одним моделированием дело не обошлось. В имеющемся тестовом корпусе объёмом около 24 литров саб показал достаточно плотненькое, «мясное» и ни разу не сухое звучание. Совсем уж в лютую инфру не лезет, но басит сопоставимо с нормальной полноразмерной «десяткой».
Поджатие по объёму ещё немного «уплотняет» звучание, характер баса становится даже более тактильным на ритмичной музыке. При этом, что важно, саб остаётся сабом, не превращается в колотушку. Так что если 22 литра не набрать, то в 18-20 литрах тоже будет хорошо – низкочастотное «мясцо» от этого практически не уходит.
ДЛЯ КАКИХ ЗАДАЧ ВЫБИРАТЬ?
По ходу тестирования сложилось впечатление, что сабу явно нравится ритмичная электронная музыка. Хотя назвать его жанрово-ориентированным язык как-то не поворачивается. Скажем, в роке бас-гитара и бас-бочка тоже не становились гулкими и вполне прилично давали жару. Не говоря уж о музыке попроще. Так что саб можно признать вполне универсальным в жанровом плане. Очень достойное за свою цену решение при нехватке места для традиционного корпуса.