31.01.2020 #ПРОЦЕССОРЫ#ABSOLUTE#ZAPCO / Автор Антон Николаевб, оригинал статьи : https://carmus.ru/content/399
К нынешнему своему виду этот процессор пришёл не сразу, и даже после начала продаж продолжал «допиливаться». Причём дело касается не только программного обеспечения, но и «железа» – самые первые процессоры имели немного другую плату с основным чипом DSP. Собственно, это одна из причин, почему я не стремился раньше времени брать его на тест.
Сейчас «период обкатки» можно считать наконец-то пройденным, и в нынешнем виде HDSP-Z16V можно рассматривать как полностью законченный продукт. Для сведения, на момент теста цена процессора в опциональном 8-канальном исполнении составляет 116990 рублей, а в полном 16-канальном – 129990 рублей.
На самом деле процессор может быть и 16-канальным, и 8-канальным – у него модульный принцип построения. В зависимости от этого версии имеют обозначения Zapco HDSP-Z16 V P96 PAD-A или Zapco HDSP-Z8 V P192 PAD-A, но шильдик на корпусе в обоих случаях будет один.
По своему построению процессор 16-канальный, но в качестве опции количество каналов можно уменьшить до 8. При этом вычислительным «мозгам» работы не убавится: если в 16-канальном варианте обработка сигнала происходит с частотой дискретизации 96 кГц (что уже немало), то в 8-канальном она повышается до 192 кГц. Отсюда, кстати, и цифры 96 и 192 в модельных индексах.
Независимо от исполнения, в процессоре имеются два независимых друг от друга цифровых входа – оптический и коаксиальный. Плюс ещё три разъёма с прямым доступом к шине I2S, в которые вставляются опциональные модули расширения. Описание в качестве примера предлагает модуль HD Bluetooth, но, думается, применений может быть намного больше.
Аналоговых входов – восемь. Вернее, 6+2, потому как последнюю пару линейных входов можно сконфигурировать как AUX и использовать их вместе с высокоуровневыми входами. Для остальных пар придётся выбирать – либо линейные, либо высокоуровневые.
Процессор умеет суммировать сигналы с аналоговых входов, но восстанавливать широкополосный сигнал из штатной «поканалки» он не умеет. Да это и не ставилось целью, тут другие фичи в приоритете. Поэтому описание прямо советует – по возможности выуживать из штатной системы широкополосный сигнал и использовать только одну пару входов, иначе это нагрузит процессор ненужной работой без особого профита.
В комплекте идёт модуль Wi-Fi, но здесь он нужен только для настройки.
Аудиостриминг через Wi-Fi не поддерживается, но зато здесь есть другая фишка – встроенный плеер. Пожалуй, рассмотрю его отдельно.
В ЧЁМ ФИШКА ВСТРОЕННОГО HI-RES ПЛЕЕРА?
Сразу поясню, чем встроенный плеер вообще так привлекателен. Дело не в «волшебном» Hi-Res, а именно в том, что он интегрирован в процессор. При обычном подключении по оптике мы автоматически получаем все «прелести» оптической линии и вообще формата SPDIF – джиттер, дисперсию импульсов, отсутствие единого клокинга для источника и приёмника цифрового сигнала. Следствие всего этого – ошибки приёма и, в конечном итоге, ухудшение качества звука.
Дело можно улучшить использованием источника с качественным цифровым выходом, выбором качественных оптических кабелей или вовсе переходом на коаксиальную линию. Это даёт пищу для высоких аудиофильских споров, но от проблем формата SPDIF не избавляет. В HDSP-Z16V никакой линии передачи данных нет принципиально – плеер и процессор объединены в одном двухъядерном чипсете, и всё, что читается с подключенной флешки, прямиком отправляется на обработку. И как тут не вспомнить знаменитую сцену с Индианой Джонсом?
Управление плеером, равно как и остальные базовые функции (громкость, пресеты и т. д.), возложены на отдельный проводной пульт. Правда, тут сильно хвалить уже не стану – разработчики, похоже, так увлеклись крутизной начинки, что забыли подумать о том, что всем этим ещё и управлять нужно. Больше всего нареканий вызвал энкодер – ну вот что мешало сделать его чуть крупнее или хотя бы нескользящую окантовку добавить?
Интерфейс и логика управления простые, но усложнять плеер в этой части не было никакой необходимости – большие жёсткие диски он всё равно не поддерживает, читаются только флешки в FAT 32 (хотя и без ограничения объёма). Да и экран не позволяет развернуться со сложным интерфейсом. Хотя всё основное тут есть – навигация по носителю, переключение треков, ускоренная перемотка и т. п. Кнопки на сенсорном экране мелкие, но разнесены друг от друга далеко, и надо крепко постараться, чтобы промахнуться.
И да, попутно небольшой совет. Поскольку разъём для флешки расположен на корпусе, лучше сразу озаботиться USB-удлинителем, чтобы каждый раз не лазить к «телу» процессора.
Внутри модульный принцип виден во всей красе – материнская плата плюс субплаты, каждая из которых отвечает за что-то своё.
Вот четыре платы аналоговых входов, каждая из которых работает на свою пару каналов.
Рядом с ними – плата АЦП. На момент теста предлагается только вариант на AK5558, но Zapco обещает вариант на более серьёзном AK5578. Не уверен, что такая возможность выбора будет сильно востребована, всё же аналоговые входы чаще используются для подключения к штаткам и вообще не слишком аудиофильским источникам. Но случаи, как говорится, бывают разные.
Плата цифровых входов закреплена на материнской плате тоже через разъёмные соединения, но к замене не предполагается. И не нужно, тут и так всего достаточно.
В части выходов свободы чуть больше – для превращения 8-канального процессора в 16-канальный нужно вставить в пустые слоты ещё одну пару 8-канальных плат (плата ЦАП и плата выходов), поменять переднюю панель с разъёмами и залить соответствующую прошивку.
На сегодняшний момент Zapco предлагает ЦАП на отличном проверенном чипе AK4458 от Asahi Kasei. Но обещаны два опциональных варианта на Sabre – ES9028PRO и топовом на сегодняшний момент ES9038PRO. Эти платы пока в процессе разработки, их обещают вот-вот выпустить в продажу. Вообще, «сабры» имеют свои сложности в реализации, на будущее было бы интересно оценить, как с ними справились Zapco.
Ну и, собственно, сама процессорная субплата, которая ведает всей «математикой» – мозгом тут является «техасовский» OMAP L-138.
Блок питания выполнен отдельным модулем и закрыт медным экранирующим кожухом. По заявке, обеспечивает работу процессора при просадке входного напряжения аж до 6 Вольт. К слову, это особенно важно для машин с системой «Старт/Стоп».
Управление – традиционное, с компьютера, программа скачивается с официального сайта Zapco. На момент теста последняя версия – 2.9.2. Описание сразу приводит решения возможных сложностей с драйверами, но у меня на «десятку» всё установилось почему-то сразу и без проблем (может что-то не так делал?) Самое первое подключение к процессору должно быть по USB, дальше при желании провода можно убрать подальше и соединяться по Wi-Fi.
Софт похож на тот, что я уже видел для 8-канального Zapco ADSP-Z8 IV-8. Только если там всё управление уместилось в одном окне, то здесь в главном окне доступны не все настройки, большинство разнесено по соответствующим разделам. Поначалу смутили ооочень неспешные отклики программы, но потом как-то привык. Как говорил один киноперсонаж, «торописа не надо».
К звуковым настройкам перейду чуть позже, для начала отмечу один важный момент. Сам по себе процессор не даёт возможности полноценно микшировать каналы, но позволяет при необходимости подмешивать сигналы с аналоговых входов независимо от того, какой источник активен. Это позволяет не лишаться сигналов, скажем, штатных парктроников или подсказок штатной навигации. Для этого в отдельном подменю задаётся порог срабатывания и громкость подмешиваемого сигнала.
Другой важный момент – можно настраивать алгоритмы включения и выключения процессора и подключенных к нему усилителей. Для управления используются два провода – Remote (в общем случае подразумевается сигнал от головного устройства, если таковой имеется) и АСС (от одноимённого провода штатной проводки, тоже если он есть). Штука порой очень нужная.
Теперь конфигурирование. Выходы можно назначать практически как угодно – вплоть до какой-нибудь экзотики вроде трёхполосного тыла или поканального центра. Для примера построил систему с 3-полосным фронтом, сабом и центральным каналом. К слову, в 8-канальной версии процессора центральный канал можно задать простым суммированием, а вот в 16-канальной уже можно побаловаться с матричным микшированием каналов. Об этом чуть дальше тоже расскажу.
Задержки работают традиционно – указывается значение, на которое нужно задержать сигнал (и, соответственно, на какое расстояние «отодвинуть» динамик). Значения выставляются ползунками или вписываются вручную. Масштаб шкалы ползунков можно менять – «0-10 мс», «0-50 мс» или «0-100 мс». Каналы можно объединять в группы и «двигать» одновременно. Например, «двигать» целиком только левую или правую сторону, только твитеры или только СЧ динамики и т. д. Всего можно создать три таких произвольных группы.
Фильтры можно задавать в произвольном порядке вне зависимости от того, как называется выходной канал (хоть твитер в полную полосу распустить, хоть сабвуфер заставить фальцетом петь). Крутизна выставляется вплоть до 48 дБ/октава, частота задаётся с точностью до 1 Гц. Типы фильтров выбираются из списка:
В нижней части окна выводится АЧХ отдельных каналов с отображением суммарной АЧХ. Последняя, правда, не учитывает полярности в каналах, поэтому её можно рассматривать, скорее, как дополнение, нежели как реальный инструмент настройки. При настройке описание рекомендует стремиться к ровной АЧХ на экране, но вот тут я бы сильно поспорил – многое зависит от особенностей самих динамиков, от того, как они разнесены друг от друга и под какими углами развёрнуты... В общем, большая тема для отдельного разговора.
Фазовые фильтры (они же всепропускающие или all-pass filters) – штука, которая может оказаться реально полезной. Сюда нет смысла соваться без инструментальной настройки (скажем, под контролем Smaart или чего-то подобного), но системы такого уровня «задней левой» вроде как и не настраивают.
Коротко для тех, кто не в курсе – всепропускающий фильтр не меняет АЧХ выходного сигнала, но позволяет «ломать» его электрическую фазу на заданной частоте. По умолчанию частоты в каналах выставляются такими же, что и у ФВЧ в этих каналах (кроме, разве что, сабвуферных), но их можно менять. Правыми ползунками меняется наклон фазовой характеристики. Внизу отображаются электрические ФЧХ в выбранных каналах, хотя ещё раз повторю – такие вещи лучше настраивать, глядя на конечную акустическую ФЧХ всей системы.
Не остро необходимая, но полезная фича – VSEQ. Это однополосный параметрический эквалайзер, который привязан ко входам и включается при заданных уровнях сигнала. Фактически, настраиваемая тонкомпенсация.
Ну и, собственно, традиционный параметрический эквалайзер – он настраивается из главного окна программы. Настройка – по каждому каналу отдельная. Частоты для каждой полосы выбираются произвольно. Добротность – от 0,5 (широкая полоса) до 15 (узкая полоса). Последнее – это почти фильтр-пробка (notch-filter) для вырезания каких-то совсем локальных резонансов.
Как обещал, отмечу одну фичу 16-канального процессора, которой нет в 8-канальном исполнении – возможность сложного матричного микширования каналов. Наглядный пример применения – создание «правильного» центрального канала. В нём желательно оставить только моносоставляющую и вычесть сигналы, которые есть только в правом и только в левом каналах.
Делается это путём образования «петель» (Loop) – «заворачивания» одних каналов в другие каналы в противофазе. Скажем, для того же центрального канала нужно создать «виртуальные» тыловые каналы, в которых будут только «левые» и «правые» сигналы без моносоставляющей, и вычесть их из сигнала ЦК. Поначалу не слишком явно, но разобраться можно. Поскольку у меня в руках была 8-канальная версия, скриншот сделал в демо-режиме программы:
Подобные финты с вычитанием одних каналов из других (точнее, с их подмешиванием в противофазе) можно использовать, например, для расширения стереобазы или баловства с тыловыми каналами для лучшей имитации пространства. А ещё «петли» дают возможность создания "двойных" каналов аж с 60-полосным эквалайзером. Правда, понятия не имею, зачем столько полос может понадобиться, так что будем считать это побочной возможностью.
Если не касаться эргономики, то процессор поистине выдающийся – сильнейшее «железо», обработка сигнала в высоком разрешении, встроенный плеер, который отправляет «чистый» поток прямо в вычислительный мозг и начисто отсекает все проблемы, связанные с передачей цифрового сигнала через SPDIF (неважно, по коаксиалу или по оптике). Опять же, предусмотрена возможность апгрейда с заменой АЦП и ЦАП, что обещает возможность поднять процессор ещё на уровень выше. В общем, в плане звука – штука абсолютно бескомпромиссная. Ну а эргономика программы и пульта... Откровенно говоря, на фоне всех достоинств это такая мелочь, которая уж точно не даёт повода отказываться от HDSP-Z16V, когда речь идёт о реально качественной обработке аудиосигнала.