Автор: Антон Николаев статья опубликовано в блоге CARMUS.ru
Желание создать идеальный широкополосный излучатель вряд ли осуществимо на все 100%. Но попытки приблизиться к нему продолжаются, и у ценителей SQ-систем, кажется появился еще один хороший повод для размышлений – СЧ и ВЧ динамик в одном лице BLAM FR80. Как сторонник «широкополосной» концепции и обладатель в своей машине похожих широкополосников, не мог оставить его появление в России без внимания.
Для тех, кто давно занимается SQ-системами, преимущества одного широкополосного динамика вместо раздельных СЧ и ВЧ очевидны. Но понимая, что мой блог читают не только ортодоксальные аудиофилы, но и вполне нормальные люди, попробую разжевать фишку немного подробнее.
В домашней системе разнесение динамиков, отвечающих за разные частотные диапазоны, не так критично, как в машине. Во-первых, там расстояния от ваших ушей до колонок оказываются на порядки больше, чем расстояния между динамиками в самих колонках. А во-вторых, взаимное расположение излучателей задается раз и навсегда производителем и учитывается при проектировании кроссоверов. То есть такая колонка для нас – единый, цельный, заранее просчитанный источник звука.
В машине же такой цельности нет. Одни динамики стоят где-то в ногах, другие – сверху. Одни – на расстоянии едва вытянутой руки, другие – на другом конце салона. Одни фигачат прямо в лоб, другие – развернуты черт знает как. Даже расстояние между СЧ и ВЧ в трехполоске, как близко друг к другу их не ставь, все равно при таком раскладе сказывается на общей звуковой картине очень сильно. И в каждой машине все это по-своему. А что получается, когда звук излучают принципиально разные динамики из разных точек? Ну да, вы правы, ничего хорошего.
В этом смысле каждый установщик и настройщик – это Франкенштейн. Далеко не каждому удается «сшить» все куски звукового диапазона так, чтобы они «ожили». По амплитуде вроде бы несложно, подкрутил уровни – и вот уже тоналка более-менее на что-то стала похожей. Даже раздел по частоте в большинстве случаев особых сложностей не представляет. А вот фазовое согласование, о котором почему-то многие забывают, – это мастерство и, чего уж там, большая доля везения. В итоге в большинстве систем «тело» звука вроде бы есть, но оно так и остается дохлым и бездушным.
Думаю, теперь уже немного понятно, почему идеальными излучателями считаются точечные – «сшивать» в них просто нечего. И широкополосные динамики как никакие другие приближают нас к этому идеалу.
Диффузор – углеволокно. Его форма – коническая со сложной криволинейной образующей. Этим решается задача получения одновременно легкости, жесткости, устранения изгибных мод и, скорее всего, подавления внутренних резонансов материала.
Формой диффузор больше напоминает рупор с широким раскрывом, да и работает, в каком-то смысле, тоже как рупор. Скорее всего, это скажется на диаграмме направленности, но это будет видно при измерении.
Центральный колпачок выполнен из алюминиево-магниевого сплава, этот материал часто применяется в диафрагмах твитеров. Вполне логично, мягкий колпачок тут был бы не к месту. А так получается более эффективное воспроизведение на верхнем крае звукового диапазона.
В общем, низ вытягивается за счет размера, а верх – за счет формы диффузора и эффективно излучающего центрального колпачка.
Диаметр звуковой катушки 20 мм. В моторе использован неодимовый магнит, сама магнитная система обычная, не обращенная. Описание говорит о наличии на керне кольца Фарадея, формирующего равномерный магнитный поток. "Воздушной подушки" не образуется – катушка хорошо вентилируется через осевое отверстие и окна под фланцем центрирующей шайбы. Кстати, это плюс еще и с точки зрения температурной компрессии.
По измерениям получается следующее:
В принципе, достаточно близко к заявленным параметрам, разве что динамикам для стабилизации параметров нужен более длительный «прогрев», чем я смог обеспечить. Тестовых экзекуций для динамиков хватило на то, чтобы резонансная частота снизилась со 182 у совсем новых динамиков до 178 Гц, а согласно описанию должна будет опуститься до 157 Гц или что-то около того.
Интересная особенность BLAM FR80. Номинально динамик 3-омный. В этом прослеживается связь с Focal, там тоже в дорогой акустике частенько можно было встретить пониженное сопротивление.
Для оценки потенциала FR80 в очередной раз снял с машины «восьмисотый» процессор и собрал дома на скорую руку 2-полосную систему с активным делением. Усилитель – гибрид, построенный по безООСной схеме, в качестве НЧ – Micro Precision 5.16MK2. Вдаваться в особенности звучания конкретной системы смысла нет, а вот оценить потенциал и особенности применения динамиков – это совсем другое дело.
АЧХ снималась обычным для таких случаев способом – для частот выше 700-800 Гц на расстоянии около 1 м от динамика с отсеканием «отраженки», ниже – в ближнем поле динамика. Потом два полученных графика сращивались. Динамик был установлен в объеме порядка 1,5 литров с заполнением синтепоном средней плотности. Зона измерений огорожена акустическим поролоном Vicoustic с поглощением в широком диапазоне, плавно возрастающим с повышением частоты.
Обратите внимание, до 5-6 кГц звучание практически не зависит от разворота динамика, а АЧХ под углом 15 градусов – самая ровная. При такой ориентации динамика необходимости в дополнительном супертвитере нет. При развороте больше, чем на 15 градусов спад АЧХ очень аккуратный и без резких неожиданностей, так что при добавлении супертвитера можно (и нужно) обойтись простейшим фильтром первого порядка.
Ну или если вы просто хотите больше «воздуха» в звучании. В любом случае, наличие ВЧ динамика тут уже опционально и никак не перечеркивает «широкополосную» концепцию. Здесь его задача будет лишь «подхватывать» на самых высоких частотах, а в таком случае его взаимное положение относительно других динамиков уже не столь критично.
Для себя же я сделал вывод, что пока на сегодняшний день этот динамик – один из лучших представителей автомобильных СЧ/ВЧ-динамиков. Он не пытается обмануть физику и не прикидывается совсем уж точечным излучателем, но большинство проблем, которые присутствуют в той или иной степени у других широкополосников, в FR80 решены достаточно удачно. Все же не зря его создатель – автор многих легенд Focal, созданных им за 25 лет работы в компании. Станет ли FR80 одной из таких же легенд, но уже под собственным брендом – покажет время.