Ссылка на оригинал статьи на сайте carmus.ru
На весенней дилерской конференции компания «ММС» намекнула о предстоящем расширении модельного ряда Kraken, и вот, спустя немного времени, серия пополнилась отдельным усилителем. Пока вышла одна модель, но, судя по всему, не последняя. 4-канальник оказался довольно интересным и в некоторых моментах даже неожиданным, так что внимания, определённо, заслуживает. Особенно с учётом цены.
Полный модельный индекс усилителя – Prology RX-4.100 Kraken, на момент теста стоит 10990 рублей – более чем умеренно.
Усилитель очень компактный: всего 20 х 10,5 х 5 см уже с учётом клемм и ушек крепления. Предохранителей снаружи не видно, они скрыты внутри.
Подключаться можно как через традиционные линейные входы (например, если у вас обычное головное устройство), так и по высокому уровню (скажем, при апгрейде штатных систем). Есть селектор входов, позволяющий усилителю работать только от одной пары входов. А вот автоматического включения по наличию сигнала не предусмотрено, так что в любом случае придётся задействовать Remote.
Хвостик с разъёмом для подключения по высокому уровню, как обычно, идёт в комплекте.
Теперь немного начинки. Усилитель скомпонован довольно плотно, часть входных фильтров и управляющая слаботочка блока питания вынесены на субплаты.
Вдоль одной из стенок выстроились силовые ключи блока питания.
А вот чипы D-класса хоть и выглядят так, будто установлены без радиатора, всё же имеют тепловую связь с верхней крышкой корпуса. В этой части использованы весьма приличные силовые MA5332 – это самоосциллирующий D-класс (он же – UcD). Чипы появились сравнительно недавно (по крайней мере, даташит датирован 2020 годом) и уже очень неплохо показали себя.
В линейной части без лишних изысков, но и скатываться к дешману не стали – тут использованы проверенные «рабочие лошадки» TL072. В большинстве случаев их способностей хватит с запасом, хотя, если захочется большего, твик в этой части может дать прирост, усилительная часть позволяет (только тссс, я вам ничего не говорил, ибо гарантия и всё такое).
Первым делом – фильтры. Пары каналов 1/2 и 3/4 в этой части одинаковы – можно на выбор пустить сигнал в полную полосу, подрезать снизу или сверху.
Регулировка частот срезов – до 250 Гц, так что фильтры усилителя можно использовать при его работе целиком на фронт или тыл или при подключении мостом сабвуфера к одной из пар.
Если же захотите подключить фронт поканально (динамики в дверях и твитеры – к своим парам каналов), нужно будет подумать о процессорном ГУ.
К работе фильтров вопросов не возникло – крутизна среза и форма АЧХ не плавают в зависимости от выставленной частоты. Ну разве что вторая половина хода «крутилки» более чувствительна, чем первая, но при столь небольших пределах настройки это не слишком принципиально.
Теперь к работе усилительной части. На малом сигнале спектры чистенькие, ничего лишнего. Для информации, усилитель нагружен на 4 Ом. Очень хороший результат.
При повышении уровня сигнала (на спектрограмме он соответствует выдаваемой мощности около 2 Вт, усилитель по-прежнему нагружен на 4 Ом) частокола гармоник не возникает, спектр достаточно спокойный, не жёсткий.
Теперь распределение гармонических искажений по спектру. Нагрузка – 4 Ом, усилитель выдаёт 10 Вт. Тут традиционно: наименьшие искажения – на средних частотах, на НЧ и ВЧ – чуть выше.
Примечательный момент – если нагрузить усилитель на 2 Ом, принципиально это ничего не меняет, т. е. он может нормально работать и на такую нагрузку.
Как обычно, смотрю и фазовые искажения (упрощённо, это набеги одних частотных составляющих относительно других). Практически все усилители (за редкими исключениями в основном из верхнего эшелона) немного «смещают» сигнал на верхних частотах. В данном случае при работе на 4-омную нагрузку фаза уплывает к 20 кГц чуть больше, чем на 50 градусов, а на 2-омную нагрузку – на 70 градусов. В общем-то, в пределах обычных значений.
Теперь о том, что происходит с гармоническими искажениями на разной выдаваемой мощности. Питание усилителя – 14 Вольт от лабораторного блока Audison Symbatt 100, нагружены два канала из четырёх (оно как-то больше соответствует реальному применению усилителя). Для начала – сами графики, потом – пара комментариев:
Тут два примечательных момента. Первый – невысокие искажения на малом сигнале. Но это ещё и по спектрам было понятно. И кто там ещё гадости про D-класс говорить будет?
Второй момент – это начало ограничения сигнала. Обратите внимание, при какой мощности оно начинается (правая часть графика, когда КГИ начинает уходить вверх). Поначалу засомневался, перекалибровал измерительный комплекс и промерил ещё раз, но нет, всё верно. К тому же похожие результаты получились и у онлайн-журнала автозвук.рф. Пожалуй, Prology RX-4.100 – это один из «разогнанных» по питанию усилителей на MA5532, которые доводилось изучать. Хотя за пределы «даташитных» значений ещё не выходит, так что с надёжностью, будем надеяться, всё будет в порядке.
Если неохота рассматривать графики, вот вам готовые циферки силовых показателей:
Мощностные параметры Prology RX-4.100 (измерение на 1 кГц):
Не первый раз убеждаюсь, что при правильной обвязке инфинеоновский самоосциллирующий D-класс на MA5332 даже в недорогих усилителях может очень многое. Удивительно, но при цене, едва переваливающей за 10 тысяч, здесь можно смело использовать термин Sound Quality.
Характер звука ясный, немного «подсушенный» в хорошем смысле – без «пыльной ламповой томности», но до холодной колкости дело тоже не доходит. Вообще, звучание не вызывает ощущения, что играет D-класс. Разрешение достаточное, чтобы с хорошими источниками и акустикой система передавала объём и глубину звуковой сцены.
Признаться, послушать этот усилитель довелось буквально через несколько дней после того, как отсудил на Финале SQC Club Russia два с половиной десятка участников, поэтому можно было бы придраться к небольшой «похожести» звучания ВЧ на разных композициях. Но, опять же, глядя на цену… Серьёзно? А вот сам факт, что усилитель заставляет подходить к оценке звучания «по-взрослому», уже примечателен.
Недорогой усилитель, который, тем не менее, можно использовать не только в простых системах, но и в так называемом «начальном SQ», т. е. с претензиями на качественное звучание. Силовые способности позволяют сочетать практически с любой акустикой, за исключением, разве что, моделей с откровенно тяжёлыми мидбасовыми динамиками. Хотя в бюджете, адекватном усилителю, встретить такие – ещё нужно постараться. Словом, вполне удачная модель, которая должна понравиться многим.